Руководители двух крупнейших российских концертных агентств в интервью РБК заявили, что не сталкивались с так называемыми черными списками артистов и не ощущали на себе давления цензуры.
Так, гендиректор агентства TCI (организовывало концерты Rammstein, Deep Purple, Limp Bizkit, «Арии» и Элджея) Эдуард Ратников рассказал, что хоть и слышал о подобных списках, но «никогда их не видел» и на себя «никакого давления не замечал».
Аналогичную позицию высказал и президент NCA (работало с Linkin Park, Red Hot Chili Peppers, Prodigy, «Королем и шутом», «Би-2» и «Мумий Троллем») Михаил Шурыгин. Он заявил, что не просто не видел списка запрещенных артистов, но даже не слышал, чтобы нечто такое «присылали кому-либо из подчиненных».
Тем не менее президент PMI (объединяет в том числе концертное агентство PMI Show и агрегатор билетов kassir.ru) Евгений Финкельштейн не считает существование черного списка артистов домыслом. «Концертная индустрия на себе это ощущает», — кратко резюмирует он.
Что такое «черные списки артистов»
Так называемые списки артистов, чьи выступления якобы запрещены в России из-за политических взглядов, стали распространяться в СМИ прошлым летом. В частности, по информации «Фонтанки», в него входят Валерий Меладзе, группа ДДТ (ее лидер Юрий Шевчук в августе был оштрафован за дискредитацию Вооруженных сил), представлявшая Россию на «Евровидении-2021» Manizha, группа «Би-2», а также признанные иноагентами Noize MC, Земфира и Oxxxymiron. Несмотря на то что официально информация о таких списках никогда не подтверждалась, концерты большинства этих исполнителей регулярно отменяются.
Участники рынка тем не менее сошлись во мнении, что процент активно выступающих артистов в России сократился. В качестве главных причин Финкельштейн из PMI назвал высказывания ряда исполнителей «против СВО», а также отсутствие украинских артистов, которые прежде активно давали в России концерты. Ратников из TCI, в свою очередь, обращает внимание, что Москва потеряла около 700 тыс. «качественных людей», причем не только сотрудников концертной индустрии или артистов, но и целевой аудитории, регулярно посещавшей мероприятия.
Однако в таких условиях организаторы концертов видят новые возможности для начинающих исполнителей. Шурыгин из NCA, например, убежден, что в ближайшем будущем произойдет «масса открытий» именно среди новых российских музыкантов: «На самом деле они уже происходят, просто мы пока не можем оценить масштаб. Сейчас есть определенная нехватка артистов, что порождает интерес к новым проектам и молодым музыкантам, так что обстановка для творчества максимально благоприятна». Финкельштейн также подтверждает наличие у аудитории «запроса на развлечения» и готовность тратить деньги на зрелища.
А вот в перспективах развития на рынке стран СНГ опрошенные представители концертных агентств сомневаются. Так, PMI в ближайшее время планирует ориентироваться только на Россию. TCI обращает внимание на существование в концертном бизнесе «негласного правила»: «Большой и уважающий себя артист работает только с национальным промоутером». NCA признает, что некоторые страны СНГ становятся «Меккой для музыкантов, по тем или иным причинам не готовых выступать на родине». «Сейчас сложно сказать, насколько это перспективно, но мне тяжело избавиться от определенного скепсиса в данном вопросе», — отмечает Шурыгин.