Найти тему
Сценарист.ру

Как я пишу

В последнее время все тиражируют опыт Александра Носкова. Я тоже решил присоединиться к этому флешмобу, но посчитал нужным прокомментировать некоторые моменты. Мои комментарии будут выделены жирным курсивом.

/Вячеслав Киреев/

ИСТОЧНИК

Приветы. На связи Носков Саша, креативный продюсер волшебной кинокомпании «Место силы». Сегодня хотел бы порассуждать вместе с вами о том, как писать. Не «что писать» и «о чем писать», а про то, как это делать физически.

Но перед тем, как начнем – вопрос: вы помните, как звали ведущего программы «Сам себе режиссер»? Если да – молодцы, хотя искренне не знаю, зачем вам эта инфа. Если нет – прочитайте до конца, там будет ответ (только не гуглите, умоляю).

Эрнест Хемингуэй как-то сказал очень точную фразу: «Писать на самом деле очень легко. Ты просто садишься перед пишущей машинкой и начинаешь истекать кровью» — это моя любимая фраза, которая очень точно определяет меня перед ноутбуком, чистым листом или перед работой над правками. Это ужасно, это больно, но почему мы, сценаристы, это делаем? Честно – фиг знает, наверное, нам просто нравится рассказывать истории.

Всю свою сценарную жизнь я пытаюсь найти волшебную таблетку, как упростить этот процесс, как настроиться, как разбить писательский блок, как заставить написать себя строчку. Честно, успехи небольшие, и, спрашивая даже самых маститых авторов, я слышу один и тот же ответ – никак. Это всегда больно, и нужно это принять. Тогда, рано или поздно, наступает момент, когда твой дзен растет, и ты потихоньку учишься с этим жить. Вот такой простой ответ.

Но все же у каждого автора есть свои лайфхаки, свои фишечки-прикольчики, инструменты, если угодно, как организовать процесс. И сегодня я хочу поговорить о своих. О вещах, которые мне помогают сосредоточиться над процессом и писать в те 10 процентов времени, когда я отвлекаюсь от социальных сетей. Здесь я выбрал стопроцентно рабочие для меня фичи. Конечно же, не все, но основные. Надеюсь, кого-то это вдохновит. Итак, начнем.

  1. Дисциплина.

Это мышца, которую нужно развивать. Не будет дисциплины – не будет результата. Примитивно, но факт. Я просто знаю, что мне нужно писать каждый день. Кроме воскресенья – этот день после долгих споров забрала семья. Я дико увлекающийся и рефлексирующий человек. Привести себя к дисциплине очень сложно. Поэтому я стараюсь начать писать с утра, пока меня ничего не отвлекло, и продолжаю это делать в течение дня. В последнее время я стал использовать метод «Помодоро». Отключаю уведомления и работаю по 25 минут с перерывами в 5-10 минут. Удивительно, насколько простая и удобная штука-дрюка.

Честно говоря, писать каждый день - это удел писателя. Сценарист в первую очередь - фантазёр, а пишет он только при острой необходимости. Вот когда есть заказ на 20 серий - тогда да, дисциплина нужна.

  1. Отключение внутреннего критика.

Это одна из самых важных штук в нашей профессии. Одно твое полушарие отвечает за креатив, другое – постоянно критикует. Когда я впервые попробовал так сделать – это просто взорвало мне мозг. Работа сценариста не писать, а переписывать. Если ты каждый раз будешь зацикливаться на одном месте, ты просто не продвинешься. Но, когда ты отключаешь мозг, чудо, как правило, случается, и решение или приходит само позже, или же становится неактуальным. Попробуй, не отвлекаясь дописать драфт до конца, отключив внутреннего критика, и ты увидишь, как это облегчит весь процесс.

Не надо ничего переписывать - надо редактировать написанное. От многочисленных переписываний текст лучше не становится. Но совет даётся правильный - сначала надо написать всё не останавливаясь (например одну сцену) и только потом редактировать её. А лучше - редактировать потом, когда будет написан весь сценарий.

  1. Первый драфт – всегда говно.

Это такое правило. Он всегда отвратительный, просто смирись. Я называю это «нулевой драфт» и «не дай Бог, его кто-то увидит» – это стыд и позор, который не стоит показывать никому. Вообще никому! Первый драфт сценария, который ты закончил – это лишь промежуточный бред сумасшедшего, который приближает тебя к первому драфту. У меня так.

Александр говорит о себе. Могу сказать о себе: у меня было несколько сценариев, которые были приняты в первом драфте с минимальными замечаниями или даже без оных.

  1. Всегда, сука, записывай идеи! – это простое правило, но его так легко нарушить. Сколько я проклинал себя, когда говорил: «ну это я точно не забуду» – забывал. Это хуже, чем когда глючит ворд и не сохраняет пятидесятистраничный документ. Хотя нет, это, конечно, не хуже, но я прям ночью могу соскочить и надиктовать себе невнятное аудио в телеграм, чтобы потом прослушать утром. Да, часто это шляпа, но часто и бриллианты.

Это точно. Пришла в голову идея - нужно немедленно её записать. Немедленно!

  1. Не держись за свою гениальность.

Это про то, что по статистике (моей) не каждый твой проект стрельнет. Не держись, не плачь, не считай себя гениальным автором, которого не поняли. Скорее всего, эти идеи дальше помогут тебе и станут частью какой-то новой истории. Так, например, братья Даффер написали «Очень странные дела» — это постмодерн из нескольких их предыдущих идей про телекинез, монстров и пропавшего ребёнка. Время, которое ты тратишь на убеждение продюсеров поверить в твой проект, можно с успехом потратить на новый. Жестко, зато честно.

Еще не бойся выбрасывать внутри сценария. Это касается текста, шуток, сцен, реприз, персонажей, целых серий и даже локаций или вообще монтажа (тут особенно). Все, что нужно резать, но очень не хочется – нужно резать. Конечно, если это работает на историю.

  1. Пиши о том, что знаешь.

И это не значит, что ты должен писать только то, о чем УЖЕ знаешь. Это про ресерч. Ресерч наше все. Хочешь сэкономить время – досконально изучи тему, пообщайся с людьми, изучи их профессии. Только так, а не иначе. Этот урок мне дался очень тяжело, когда на проекте «Капельник» мы переписывали примерно всё, когда начали общаться с реальными врачами, блогерами, наркоманами и фээсбэшниками.

Странные вещи говорит Александр. Сначала делается ресерч и только потом что-то пишется. Я сначала ходил по питерским подпольным казино и только потом писал о них сценарии, поэтому переписывал лишь малость, не связанную с фактурой.

  1. Всегда бери авансик.

Он мотивирует и закрепляет отношения сценарист-продюсер.

Никогда не бери авансик. В качестве аванса продавай что имеешь в наличии - заявку, синопсис, концепцию. Напиши 2-3 странички и продай их по договору с оплатой сразу после подписания. Аванс - это кабала, если вы юридически не очень компетентны.

  1. Не бойся воровать.

Все слышали выражение «Воруй как художник» от себя сформулирую по-другому: «Не воруй как мудак». Так или иначе, весь кинематограф – это референсы. Все друг другом вдохновляются или же делают оммажи своим кумирам-учителям. И это круто. Но делать ссаную копию – совсем не круто. Если честно, меня успокаивает мысль, что все уже давно было в Симпсонах.

Воровать - это неуместное слов в данном контексте. Заимствуй, подражай, делай как что-то уже сделанное, только иначе. Этот момент относится к широко распространённым сюжетным ходам. Кинооператор никогда не ворует - он использует визуальные приёмы, которые однажды кто-то изобрёл, но при этом никому в голову не приходит говорить о воровстве. У сценаристов аналогично.

  1. Меняй локации.

Не пиши только дома или в офисе. Садись в кафе, коворкинг, чайхану, летник. Не знаю почему, но это работает.

Это всегда очень индивидуально. Пиши там, где тебе пишется.

  1. Всегда генерируй.

Здесь также как и у спортсменов. Мозг – мышца. Перестаешь тренироваться – обрастаешь жиром, растяжка теряется, девчонки не обращают на тебя внимания. Безусловно, должен быть и отдых. Но тогда максимально отключайся, чтобы восстановиться. У меня это воскресенье. У всех по-разному. И, кстати, забавный факт о нашем мозге: часто бывает такое, что забыл чье-то имя и не можешь вспомнить. А потом его величество Мозг через три дня выдает тебе: «Иван Затевахин» - он вел программу «Сам себе режиссер»! Так оно работает и с писаниной. Ты закидываешь что-то в мозг, и он это обрабатывает, и выдает готовый ответ. Но только, если он под это заточен. Так что постоянно генерируй.

Нет. Всегда учись. Учись чему-то новому, интересному для тебя. Развивайся сам и развивай свой кругозор. Учиться надо всегда. Непрерывно. Только так можно прокачать мышцы мозга.

Вот мои 10, я не знаю, что – правил, проверенных лайфхаков, наставлений, как писать. Это мой опыт, которым с удовольствием делюсь. И если у кого-то есть свои рабочие инструменты – поделитесь тоже. Я прям люблю такое изучать. Спасибо за то, что дочитали до конца. Его зовут Алексей Лысенков, а не Иван Затевахин. Затевахин вел передачу «Диалоги о животных».

--------------------------------------------------------------

Поддержать канал:

Любой разовой суммой на платформе ВК.

Пройти обучение основам сценарного мастерства на платформе ВКонтакте.

Подписаться на канал Новости киноиндустрии в Телеграмм.

Подпиской с возможностью обучения или сотрудничества:

На платформе Patreon (заграничные банковские карты)

На платформе Boosty (российские банковские карты)