Обычно в Тихую бухту, что между поселками Орджоникидзе и Коктебель, попадают традиционными маршрутами. Из Орджоникидзе, по вершинам хребта Биюк-Янышар, или от поворота на Подгорное, по трассе, до остановки Кошары, на перевал, и в бухту. От Коктебеля – по тропе вдоль прибрежных обрывов, или по грунтовой дороге от гостиницы LEXX.
В этот раз «Крымские новости» отправились в Тихую с коктебельской трассы - от перевала между западной оконечностью Биюк-Янышара и восточным краем горы Клементьева. По вершинам Биюк-Янышара решили не идти, а сошли вниз, на грунтовую дорогу по Янышарской долине. Путь этот наименее хоженый любителями природы, но оказался самым легким и коротким.
Долина протянулась с северо-запада на юго-восток, между Биюк- и Кучук-Янышаром, до самой Тихой бухты. Здесь нет крутых подъемов и спусков, щебнистая грунтовая дорога, накатанная любителями езды по особо охраняемой природной территории, вьется по дну долины.
От коктебельской трассы поднялись на Биюк-Янышар, до развилки. Прямо – вдоль вершины хребта, а нам правей, траверсом вниз по склону. Сверху вид на Узун-Сырт – гору Клементьева, Баракольскую долину, убегающую на юго-запад цепочку вершин Главной гряды, а левей, за Кучук-Янышаром, выглядывают вершины красавца Карадага.
Глаз радуют новые виноградники со стороны Коктебеля. Во-первых, виноградники – тоже часть природы, они органично вписываются в крымские пейзажи, дополняя и разнообразя их. А во-вторых, лучше виноградники, чем тотальная застройка. И всякому зверью-птичкам в них поспокойней будет, чем рядом с человеком. Следует напомнить, что в границах ООПТ «Тихая бухта» (особо охраняемая природная территория) есть несколько участков земель сельхоз назначения. В самой Тихой бухте раньше зерновые выращивали. Так что лучше так, чем застройка. Уже не раз приходилось местным жителям отбивать аппетит «благоустроителям» на обустройство в бухте. Место уникально своей первозданностью, нетронутостью. Правда есть опасения, что «рука берущая» может переоформить сельхоз земли под ИЖС, в угоду «руке дающей», примеры чего в Крыму уже есть. И никакая природная красота, никакая первозданность и уникальность пейзажей, флоры и фауны не останавливают жадных до денег чиновников.
Идем вниз по долине. Если дать волю воображению, то можно представить, что колеи под ногами от повозок, которые направлялись в средневековый венецианский замок на берегу бухты. И будто ничего не изменилось с тех пор. Вот только опора ЛЭП вдали, да бетонные виноградные колья возвращают в наше время. Во всяком случае, такую картину можно было увидеть и в прошлом, двадцатом веке, и сейчас. В долине время течет медленней, чем в нашей повседневной жизни.
Середина весны, сезон ирисов и пионов. То тут, то там, по сторонам от дороги, ирисы, самых разных цветов и оттенков. Феолетовые, синие, голубые, желтые. Бывают почти белые с лиловым отливом, коричнево-желтые, бордовые, но нам такие не встретились. Ирис карликовый занесен в Красную книгу Крыма. Любит остепненные и каменистые места крымских степей и предгорья, склоны приморских холмов. Его популяции сокращаются из-за распашки и выпаса скота.
Нельзя сказать, что ирисы цветут сплошным ковром, но их достаточно много, а вот пиона тонколистого всего пара экземпляров попалась. Среди травы замечаем светло-синие кисточки вероники, пурпурные, буквально пламенеющие кувшинчики нонеи, на серебристых пушистых стебельках с такими же мохнатыми листочками, весь в волосках астрагал пузыристый с нежно желтыми цветками. Это уже травы летнего типа, сменяющие весенних эфемероидов, точнее - начала лета. Удел весенних трав – расцвести пораньше, пока солнце не припекает, дать плоды и отправиться на покой до следующей весны. Поэтому и называют эту группу эфемероидами. Их жизнь эфемерна, скоротечна. Заметим, что ирисы, пион тонколистный входят в Красную книгу Крыма, а вероника крымская – наш эндем, кроме Крыма нигде не встречается. Поэтому и отношение к этим растениям должно быть особо бережное.
На полпути, преодолевая невысокий перевал, поросший кустами цветущего терна, наталкиваемся на поляну отцветших подснежников. Так близко от побережья эти лесные растения раньше не приходилось встречать. Такие неожиданные открытия иногда удается сделать. Небольшая рощица защищает подснежники летом от зноя, и место влажное, чему свидетельство - растущий рядом тростник.
Дорога вьется вдоль оврага, повторяя его изгибы, почти до прибрежной террасы. Слева прилепился к Биюк-Янышару скальник Угес-Кая, за ним - вершина горы Ива, а справа, отделившись от Кучук-Янышара, вздымается готическим замком скальник (холм) Волошина. Не путать с горой Волошина – Кучук-Янышаром, там, где его могила и поклонный крест. Из живности за все время в пути встретили симпатичного рыжего и пушистого жука – хрущика-лисичку, облюбовавшего молочай, да мелькнул пятками удирающий заяц.
Долина распахнулась, разбежались в стороны холмы и отроги Кучук-Янышара, пропуская на прибрежную низменность. Еще немного, и вот она – Тихая бухта. Безлюдно. Действительно тихо. И море спокойное, в пятнах теней облаков. Вода бодрящая, градусов 10-11, воздух 15. Ветра нет, воздух сухой и ощущение почти летнего тепла, пока солнце не спрячется за очередным облаком. Соскучились по лету, и море по цвету – летнее. Как тут не рискнуть окунуться? Долго не поплаваешь. Выйдя на берег, не мерзнешь, солнце приятно согревает кожу.
В этом году песок не ушел, пляжная полоса широкая. Зимой временами видимо сильно штормило. Некоторые деревянные бунгало, устроенные по инициативе минэкологии, подмыло, скособочило. Сама природа противится человеку, когда он обустраивается без приглашения в самых укромных ее уголках.
Обратно решено возвращаться через Коктебель, по тропам над берегом. Заглянули на Хамелеон, прошлись вдоль Мертвой бухты, спустились к берегу. Разнотравье осталось наверху, а здесь, на берегу, строго и аскетично. Обрывистые склоны и галька с валунами, образующие узкий пляж.
Неприятный запах то ли водорослей, обильно наброшенных на берег, то ли того, что стекает с Коктебеля. Летних обитателей еще почти не видно. Пара палаток, да старый хиппи, копошащийся в найденном здесь же «богатстве» - груде каких-то вещей. В сезон здесь, у восточной окраины Коктебеля, живут целыми коммунами. Этакое растамано-хиппозное сообщество. Как-то довелось увидеть среди этих палаточных фавел живых гусей. То ли в качестве домашних любимцев, то ли как источник яиц и мяса. И всегда удивляло, что эта публика выбрала для отдыха и летней жизни место, где обычно вода грязная и мутная. Но, как говорится, о вкусах не спорят.
Перелистывая в голове впечатления и картинки прогулки, проходим через поселок к трассе, к остановке. Пора домой. А нашим читателям совет: если не ходили таким маршрутом в Тихую бухту – попробуйте. А потом расскажите нам о своих впечатлениях. И пусть путь Ваш будет легким, а настроение радостным.
Святослав Каверин
Фото: Вера Полякова, Святослав Каверин
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#ТихаяБухта #Коктебель #Феодосия #Крым #ЯнышарскаяДолина #природа #путешествия #КрымскиеНовости