Что посмотреть на Алтае. Топ 10 достопримечательностей
Небольшое введение, чтоб понять точно, что именно относится к сакральным местам Алтая.
Республика Алтай для коренного тюркоязычного населения, помимо места проживания, является храмом, где достигается духовное и физическое очищение. Алтайцы скапливают опыт многих народов и религий, являясь хранителями этой особой территории.
На Алтае существует множество культовых природных объектов, под которыми понимают элементы ландшафта, являющиеся местами проведения обрядов, поклонения, элементами культурного наследия. Они почитаются населением и описываются как территории с уникальной первозданной природой, имеющими особый духовный статус.
Священные места являются неотъемлемой частью семейной, родовой обрядности.
В Республике Алтай к объектам культурного наследия относятся достопримечательные места, памятники, ансамбли. Возникли такие места в результате исторических событий и являются свидетельством эпох и цивилизаций, а так же подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Достопримечательности представляют собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, искусства, науки, эстетики, антропологии, социальной культуры.
Согласно мифологическим представлениям алтайцев, священные места находятся под особым покровительством духов гор – туу ээзи, духов рек – суу ээзи, духов озер – кöл ээзи, духов горных перевалов – ажу ээзи, отдельных урочищ – јер ээзи, целебных источников – аржан ээзи.
Особенно почитают на Алтае духов священных гор – ыйык туу ээзи. Некоторые очевидцы даже видели всего хозяина гор в облике седого старика на белом коне, иногда светловолосой женщины.
Считается, что проведение регулярных молений позволяет установить контакт с духами гор, что влияет на благополучие местных жителей.
Со священными местами силы на Алтае связан сложный и очень устойчивый мировоззренческий ритуальный комплекс, с образами духов-покровителей проводят обряды и жертвоприношения .
Например в начале лета совершается ритуал посвященный цветению природы. В этот период популярны туры на Цветение маральника.
С наступлением холодов наоборот, мир трансцендентный погружается в глубокий сон. Поэтому во время осеннего листопада, перед длинной зимой, проводятся большие осенние моления, после которых духи гор отдыхают до пробуждения весной.
Несоблюдение традиции приводит к негативным моментам: болезням, смерти, неудачи в делах.
А теперь предлагаем ТОП-10 сакральных мест, важных с исторической точки зрения.
1. Горный перевал Чике-Таман переводится "Здравствуй, гора" или "прямая подошва", такое название перевал получил из-за своей крутизны. Идущий по нему вверх человек, мог видеть стопы того, кто поднимался перед ним. Высота перевала 1295 м.
Археологи выявили следы древней дороги, датируемой 10−12 веками, выглядит как конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. До начала 19 века перевал Чике-Таман был в другом месте. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, поросшей растительностью.
2. Чуя и Катунь слияние двух рек. Священное для алтайцев место. Здесь чистые зеленые воды Катуни смешиваются с мутно-белёсой водой Чуи.
Раньше это место среди Алтайцев называлось "Верблюжья шейка". Существует легенда, что в эти места пришли завоеватели китайцы. Часть населения, убегая от них, со скотом переправилась через Чую и спрятались на островке между рек. Спускалась ночь. Чтобы не замёрзнуть, один алтаец перерезал верблюду сухожилия, горло, вытащил внутренности и лёг спать внутри животного. Ночью пошёл град неимоверной величины. И когда утром алтаец выбрался из верблюда наружу, он увидел, что остался в живых только один, кругом были побитые деревья, убитый скот и люди. Алтаец, чудом избежавший гибели, рассказал об этом своим землякам. С тех пор в народе это место называли Верблюжья шейка.
3. Семинский перевал уникальный природный комплекс и важный стратегический пункт в истории народов, символ выдающегося исторического события: объединения двух народов — русских и алтайцев.
Показательным в этом плане считается вершина Семинского перевала – Дьал Мёнку, где, согласно легендарной традиции, предки рода (сеока) майманов после битвы с китайскими карательными войсками совершили обряд поклонения. Такие места традиционно принадлежат родам и связываются с какими-либо историческими событиями.
С перевала хорошо видна высшая точка Семинского хребта — г. Сарлык высотой 2506 м, которая сохраняет на склонах снежные пятна даже в знойное лето.
4. Перевал Белый бом. Огромная отвесная скала из белого мраморизованного известняка, возвышается над рекой Чуей до 500 м. Гора размещает в себе пещеру под названием Большая Белобомская.
Расположена на 742-ом км Чуйского тракта на правом берегу реки Чуй между селами Иня и Чибит.
В древние времена перевал представлял собой узкую тропу. Торговцы с навьюченными лошадями сначала проходил самый сложный участок пешком и оставляли на тропе шапку. Это был знак тем, кто двигался на встречу, что дорога занята. На тропе не могли разойтись две вьючные лошади, настолько узкой она была. Известный археолог В. Радлов описывал этот участок пути так: "Подступы к бону страшно крутые. Дорога не меньше чем на версту идет по наклонной, совершенно гладкой стене, так что переход небезопасен даже для пеших."
В районе Белого Бома располагаются археологические памятники: петроглифы. Наскальные рисунки горных козлов, маралов и других животных, а так же курганы - погребения гунно-сарматского времени.
Некоторым туристам это место энергетически не подходит, они чувствуют себя там плохо, тоскливо.
5. Село Акташ от которого начинается Улаганский тракт. В переводе с алтайского "ак таш" - белый камень. Поселок был построен для работников рудника. Недалеко от поселка находилась штольня, к которой шла хорошая дорога. Вглубь штольни уходил километровый тоннель, освещенный цепочкой тусклых фонарей. Тянулась узкоколейка, по которой электровоз вытаскивал вагонетки с рудой. Температура в штольне была около 0°, а дальше, в зоне вечной мерзлоты, она опускалась за минусовую отметку. Стены и потолок были обиты деревом, под ногами - деревянный настил.
До настоящего времени ГУП "Акташское горнометаллургическое предприятие" является единственным в России по производству ртути, в том числе ртутьсодержащих отходов. В начале 90-х годов прошлого века добыча ртути практически прекратилась.
6. Марс находится недалеко от границы с Монголией. Удивительное место урочище Кызыл-Чин, которое из-за инопланетных ландшафтов называют «Марсом». Это лишенные растительности горы, окрашенные, в яркие красные, желтые и зеленые цвета благодаря особенностям местных пород с содержанием оксида железа. В зависимости от степени окисленности железа и количества примесей появляется определённый цвет.
7. Северо-Чуйский хребет. В центральной части хребта около 200 ледников общей площадью около 175 км². Длина хребта около 120 километров.
Ключевые вершины: Купол Трех Озер, гора Кызылташ, гора Актру-баш, гора Маашей-Баш. Хребет сложен глинистыми сланцами, песчаниками, известняками, метаморфическими породами. На нижних склонах располагается лиственнично-кедровая тайга, выше 2200–2400 м – альпийские луга и зона тундры.
8. Перевал Кату-Ярык. На сегодняшний день единственный путь к южной окраине Телецкого озера и подъезд к достопримечательностям долины Чулышмана. В непосредственной близости к перевалу находится четыре водопада: Мерегель-ярык, Кату-Ярык, Элу и Куркуре. Кроме того, перед спуском находится прекрасная обзорная площадка на долину Чулышмана.
Кату Ярык в переводе с алтайского, как твердая трещина, теснина, ущелье. Есть ещё один старинный перевод Кату-Ярык, или Jöл-Узы — длинная дорога.
9. Каменные грибы урочища Аккурум. Замысловатые формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания и выветривания грунта. Но главная особенность "грибов" в том, что большие камни защищали грунт под собой и таким образом «поднимались» над уровнем земли. "Рост" грибов продолжается и до сих пор.
Подняться до каменных грибов считается почетно, существует поверье что это место силы прибавляет 5 лет жизни. Поэтому старушки туда с легкостью вбегают, как молодые козочки. Паломничество к грибам становится с каждым годом все больше и больше. Что дает большую прибыль и развитие региона.
10. Teлeцкoe озеро. Давным-давно, русские окрестили Алтын-Кёль Телеским озером, оттого, что когда казаки впервые явились, здесь жили племена телесов. Телёсы, потомки древних тюрков, одними из первых поселились на берегах таежного водоема. Памятник природы Алтая с 1996 г., внесенный ЮНЕСКО.
Местные называли его Алтын-кёль (Золотое озеро), Теленба, "маленький Байкал" Сибири, одно из глубочайших озер России. Длина озера — 77,7 км.Максимальная ширина — 5,2(5,0) км, средняя — 3,2 (2,9) км. Наибольшая глубина — 325 м, средняя — 175 м. Прозрачность — до 15 метров. Высота над уровнем моря — 436 м.
Это небольшая часть из трех сотен достопримечательностей и сакральных мест Алтая. По этим местам проходит наш авторский тур.
Пирамиды из камней Обо. Так же очень часто в горах и на перевалах встречаются пирамидки, конусообразные сооружения из сложенных камней "Обо". Они имеют очень важное значение в обрядах местных алтайцев. Обычно летние и осенние моления проводятся на возвышенностях на солнечной стороне, где устанавливается "Обо таш". После проведения молений местность переходит в статус освященной и ее нельзя осквернять: нельзя рубить деревья с жертвенными лентами нельзя забирать камни "Обо таш" с собой.
В настоящее время по Республике Алтай насчитывается 342 сакральных объектов. Сакральные места повсеместно на Алтае имеют статус особых зон, которые традиционно признаются на уровне мифических ритуальных практик.
В каждом районе, по переданным в Министерство культуры данным, имеется около 20 культовых объектов и сакральных мест: вершины гор, горы, перевалы, целебные источники, жертвенники, родовые места, места молений.
Министерство культуры Республики Алтай издало методическое руководство по сохранению и паспортизации сакральных мест. Разрабатывается карта священных мест Алтая и карта является частью глобальной схемы, которая охватывает все мирозданье от жилища до космоса, и служит базовым фундаментом охранных механизмов.
Сегодня на Алтае обращение к памятникам историко-культурного наследия, к сакральным местам становится важным фактором самоидентификации регионального и этнического сообщества.
Сакральные места материализуют интересы общества, связанные с прошлым и будущим.
В числе ключевых моментов в государственном урегулировании вопросов о сакральных местах нужно учитывать высокую заинтересованность местного населения в сохранении данных мест и объектов.
"Сакрализация" природы человека и одухотворение окружающего его пространства всегда были близки традиционным воззрениям алтайцев.
Священные территории и объекты Республики Алтай, являются неотъемлемой частью культурного ландшафта, базовые аспекты культурного наследия.
В настоящее время рабочим документом по сохранению священных центров является Реестр культовых объектов и достопримечательных мест Республики Алтай, в котором уточнены названия и отдельные параметры сакральных мест.
Выводы статьи:
За одну поездку на 6 дней невозможно изучить и посмотреть весь Алтай полностью. Но стремиться к этому нужно.
Итоги статьи:
Алтайская гора, река, дерево или камень могут стать для вас источником силы и вдохновения. Ведь никогда не знаешь, где повстречаешь духа природы.