В чём измеряется давление в шинах
В международной системе измерений для давления существует специальная величина — Паскаль (Па). 1 Па = 1 Н/м2, но эта размерность у автопроизводителей практически не встречается. По какой шкале измерять давление в шинах производители ТС решают сами. Американские компании часто используют psi (фунт/дюйм2), а европейским и японским концернам ближе бары (bar), имеющие ту же размерность, что и Паскали. 1 bar = 100 000 Па.
Привычная нашему слуху «атмосфера» (АТ) на шкале измерительных приборов вообще не фигурирует. Однако давление в 1 атм примерно равно 1 бар, так что здесь никаким пересчётом заниматься не нужно. С американской системой измерений всё немного сложнее. Если округлить, то 1 psi = 1 bar / 14,5.
Какое должно быть давление в шинах
Оптимальное давление для каждой марки и модели автомобиля рассчитывается производителем. Ключевое значение при этом имеют следующие параметры:
- Развесовка автомобиля.
- Особенности конструкции и настройки подвески.
- Размерность штатно устанавливаемых колёс.
- Возможности загрузки автомобиля.
Информацию о допустимых значениях давления прописывают в инструкции и дублируют на технологических табличках. Чаще всего они расположены в проёме водительской двери или с внутренней стороны лючка бензобака.
Рассмотрим заводскую таблицу давления на конкретном примере:
В левом столбце перечислены все размеры колёс, которые подходят конкретной модели. Среди них нужно найти те, которые установлены на машине в данный момент. Первая цифра означает ширину, вторая (через слэш) высоту профиля в процентах от ширины, число после буквы «R» — посадочный диаметр шины в дюймах. Подробнее о маркировке колёс можно почитать здесь.
Во втором и третьем столбцах указано рекомендуемое давление в шинах для передней и задней оси. Оно, в свою очередь, зависит от загрузки автомобиля: если чаще в салоне 1–2 человека и пара небольших сумок, нужно обратить внимание на пиктограмму с двумя схематичными фигурами, а если ездит целая семья или вы постоянно перевозите что-нибудь тяжёлое, то следует придерживаться строк с четырьмя «человечками».
Приведём пример, как «расшифровать» табличку:
Для легковой машины показатели рекомендованного давления обычно не опускаются ниже 2 бар и не выходят за пределы 2,8 бар.
От чего зависит давление в шинах
Газ имеет свойство расширяться и сжиматься в зависимости от его температуры. Это приводит к тому, что зимой давление в колёсах падает, а при потеплении — растёт. На температуру колёс влияют также скорость и манера езды: покрышки и воздух в них нагреваются от трения с дорогой и деформации резины в процессе движения. Если давление в шинах измеряется сразу после поездки, то результат будет завышен относительно средних значений.
Поэтому самое объективное и точное измерение давления — на «холодных» покрышках, до начала движения машины.
Исключением является только ситуация, когда автомобиль простоял достаточно времени в помещении, где температура существенно отличается от уличной. В таком случае нужно сделать поправку относительно табличных значений примерно на 0,2 bar. «Перекачивать» шины придётся в зиму, когда машина, например, ночует на тёплой парковке, а на улице мороз. «Недокачивать» лучше летом, если в гараже достаточно холодно.
Что будет, если ездить с неправильным давлением
Характеристики шин сильно зависят от того, насколько они накачаны. Настройка всех систем машины «заточена» под определённое давление в покрышках. Поэтому ожидать привычной динамики, управляемости и тормозного пути можно только при поддержании рекомендованных производителем значений.
При этом нужно помнить, что колёсный диск в сборе с шиной не имеет абсолютной герметичности. Воздух может понемногу выходить из ниппеля, вдоль обода колеса и даже через микротрещины в резине. Так что проверять, какое давление в шинах лучше перед каждой длинной поездкой и хотя бы раз в неделю в остальное время, а при необходимости — подкачивать или спускать. Это актуально и зимой, и летом.
Если не следить за тем, что происходит с шинами, можно столкнуться с неприятными последствиями неправильного давления.
Недокачанные колёса:
- Ухудшение реакций автомобиля на повороты руля.
- Снижение курсовой устойчивости.
- Повышенный расход топлива.
- Ускоренный износ резины.
- Риск разбортирования колеса в поворотах (при сильном падении давления).
- Большая вероятность повредить диск при попадании колеса в яму.
Перекачанные колёса:
- Снижение комфорта при езде.
- Увеличение тормозного пути.
- Ухудшение сцепных свойств шин.
- Дополнительная нагрузка на элементы подвески, снижение их ресурса.
Впрочем, из всех правил бывают исключения. Снижение давления может помочь на бездорожье, прежде всего на сыпучих и мягких покрытиях — в песке, на снегу, в грязи. В таких условиях подспущенная покрышка будет практически «обволакивать» неровности, при этом не «закапываясь» в нестабильную почву.
Но при длительной езде с неправильным давлением будет происходить неравномерный износ протектора. На постоянно перекачанной резине сильнее стирается центральный участок, а на полуспущенной — внешняя и внутренняя часть «рисунка».