Почему с будущими актерами и артистами проводят занятия по снятию внутренних блоков и зажимов, а со всеми остальными – нет? Мы ежедневно сталкиваемся с незнакомыми людьми, оказываемся в новых ситуациях, в которых не всегда понимаем, что делать и как себя вести, мы вынуждены делать множество выборов и взаимодействовать с окружающим миром.
Причем в большинстве случаев мы не имеем представления о том, как реагировать, тушуемся, испытываем стресс и теряемся, в результате чего неуверенность перерастает чуть ли не в панику, и поведение становится неестественным, зачастую глупым, дурацким или неуместным.
В нас развиваются определенные черты характера и навыки социального взаимодействия, и мозг выбирает, как поступить в соответствии с создавшимся и упрочившимся представлением о том, что хорошо, что плохо, что опасно, что безопасно, что приемлемо, а что – нет.
Наши поступки, слова и даже мысли, когда мы оказываемся в новой компании, на новом рабочем месте, в незнакомом городе или помещении, оказываются неожиданными или неподвластными нашему на них влиянию. Мы начинаем глупо хихикать, потеть, стараться понравиться, выдавать себя за более умного/образованного/компетентного человека, чем на самом деле, мы отпускаем мерзкие шуточки, которые нам противны или унижаем кого-то, чтобы возвыситься за их счет.
Все это связано с блоками, оценками и устоявшимися шаблонами в нашей голове, заложенными туда с раннего возраста или с юности. Мы избираем путь наименьшего сопротивления в стрессовом положении, и зачастую виним себя в том, что не взяли себя в руки, не прервали поток грязных шуток, не попытались перестать строить из себя шута или развязного гуляй-парня. Нам стыдно, но мы ничего не можем поделать.
Во многих случаях мы рассматриваем новую ситуацию и окружение как опасность, и наше тело реагирует соответственно, выбрасывается адреналин, и мы готовимся драться, бежать или замереть, притворившись мертвым, чтобы спастись.
Мы боимся, что нас не заметят, не поймут, засмеют, оскорбят, оттолкнут или начнут потешаться, или выяснят, что мы ничего не стоим, и наша бравада – это всего-навсего маска, которую мы надели, чтобы казаться увереннее, мудрее, лучше и важнее, чем мы есть.
Насколько проще было бы взаимодействовать с окружающим миром, если бы у каждого человека в свободном доступе был не интернет, куда можно спрятаться от реальных проблем, а мудрый наставник, хорошие друзья, помогающие сформировать о себе правильное мнение и здравую самооценку, психолог, разбирающийся с нашими травмами и проблемами, и преподаватель с факультета актерского мастерства, объясняющий, как говорить уверенным голосом, как обмануть и мозг, и тело, убедив их в том, что ситуация приносит удовольствие, или как чувствовать себя свободным и расслабленным за счет снятого умственного напряжения и физических зажимов.
Насколько меньше стало робких, бекающих-мекающих, жалких людей, которые на самом деле таковыми не являются, а просто теряются и излишне скромничают или сомневаются в собственной значимости, способностях, умениях и привлекательности. Насколько реже зажатые люди перестали бы строить из себя эдакого лихого плохиша, которому нет дела до общественного мнения.
Насколько лучше мы бы понимали друг друга и осознавали бы, что всем нам бывает непросто, и глупое поведение зачастую – всего лишь попытка справиться с волнением, сомнениями и страхом. Возможно, мы бы не убегали, не дрались и не замирали, а запросто вливались бы в новый коллектив или спокойно ходили в магазин за покупками, проводили бы важные конференции без страха рухнуть в обморок, и чаще бы поддерживали друг друга.
Нас заставляют стыдиться искренности, скрывать то, что у нас на душе, и мы не верим, что можем быть любыми, что мы можем быть разными, и это нормально. Нормально стесняться, нормально бояться, нормально хотеть расплакаться и убежать, оказавшись в недружелюбной среде. Нам нужно научиться давать знать о своей уязвимости без страха быть непринятыми, осмеянными или униженными.
Нам нужно вырабатывать не механизмы защиты, а умение слушать и слышать людей, умение раскрепоститься, почувствовать себя лучше, попросить о помощи или поддержке, когда они действительно необходимы.
Даже самые лучшие, сильные и стойкие нуждаются в социальном одобрении, и грустно, когда им приходится для этого кривляться, строить из себя тех, кем они не являются, вместо того, чтобы честно и прямо сказать – я чувствую себя неуверенно.
Как важно проработать все возникшие блоки и препятствия на пути развития, которые ограничивают наши возможности и способности в зрелом возрасте. Нам не помешали бы ораторские курсы, упражнения на раскрытие внутренней силы, немного поддержки и понимания, а также знания о том, что мы не одиноки в этих ощущениях, что все боятся, теряются, путаются и плачут по ночам в подушку от осознания собственного несовершенства.
Человек человеку не волк, человек человеку должен и может быть хорошим и добрым другом.