Втом кратком обзоре я не намерен говорить о великой азиатской Татарии находящейся в Скифии, где восседает Агдер-Кан, что значит царь Дракон (вероятно, Акбар, Великий Монгол устроитель империи в Индии) , откуда вышли Тамбурлан (Тамерлан) и другой, величавший себя бичом Божиим, — подразумеваю великого Аттилу, пришедшего опустошить Европу. Здесь речь идет о сарматской Татарии где пребываю уже 10 лет. Это полуостров, находящийся на крайних пределах Европы, со стороны севера и под звездой Т. Эта Татария зовется Крымской и Перекопской. Крымской Татария называется от древнего города Крым, ныне разрушенного.
Приблизительно в 20 милях от Каффы стоят почти в целости стены этого города, имевшего значительную окружность. Так до сих пор стоят большие красивые ворота искусной работы из мрамора, совершенно уцелевшие. Внутри стен видно еще учебное здание, называемое метрезе (Meдресе, религиозное учебное здание), с персидской надписью на воротах, потому что они владели этим городом и их купцы находились там еще до основания генуэзцами Каффы и других городов Татарии. Благодаря торговым сношениям и взаимным выгодам, они сначала дружили с генуэзцами, но со временем повздорили с ними, может быть потому, что видели, как генуэзцы слишком быстро богатели и тем отнимали у них заработок; от этого усилилась их зависть, и они возненавидели соперников; но генуэзцы, обладавшие всегда большими денежными средствами, войдя в соглашение с татарами и сделав вместе с ними жестокое нападение, уничтожили их.
(Надпись, конечно, арабская и, вероятно, та самая, что и поныне сохранилась над входом в мечеть Узбека, 1314 года. Персы никогда Крымом не владели, приезжали только купцы. Так что это грубая ошибка Асколи).
Город красиво расположен на небольшом возвышении, пользуется прекрасным воздухом и обильно снабжен чистейшею водой. По близости находится могила татарина, слывущего святым. Ханы или цари Татарии, желающие под старость отпустить себе бороду, — ранее они носят одни усы, с большим торжеством и с многочисленной свитой направляются к этой святыни и тут режут великое множество овец и быков в жертвоприношение, называемое Курбан, при чем молят Бога о ниспослании им здравия и долговечности. Всякий приветствует хана с “Бомбареки” (Мубарек Олсун), что означает с благополучием ( но на самом деле "Да будет благословенен"). Затем, его главные приближенные дарят ему красивого коня или драгоценный сосуд; он отвечает тем же и дарует свободу многим рабам. В этой местности есть много ханских могил, ибо в былое время ханов хоронили в городе Крым; но теперь их погребают в Бакчиа-Сарай (Бахчисарай), обычном местопребывании ханов.
В окрестностях этого города произрастают душистые цветы и целебные травы. Ежегодно, от весны и до июля, бывает большой съезд со всех концов Татарии для пользования ваннами из горячей воды с цветами и травами, исцеляющими человека от многих недугов. Окрестности богаты фруктами и овощами. Вблизи Крыма, в двух милях от города, на лесистой возвышенности, находится армянская церковь во имя Животворящего Креста или, как они говорят, сурп-кач , привлекающая многочисленные толпы богомольцев; тут же вкуснейшая родниковая вода. Этот храм, достойный Рима, и много высоких каменных жилищ широких размеров построены были братьями-армянами, которые и погребены в церкви.
(Сурб-Хач,храм монастыря построен в 1338 году. Две надгробные, без надписи, плиты в храме и поныне считаются могилами двух братьев, его основавших — Иоаннеса и Георгия ).
Татария называется также Прекопской от замка Прекопе, по-турецки Ор, служащего ей как-бы дверью или ключом; поэтому Татария, собственно говоря, не остров, как ее вообще называют, ибо в нее можно проникнуть сухим путем.
( Ор переводится как Ров. Укрепление на перешейке называлось также и Ферх Кермен).
Окружность. Татарии — 700 миль. Из четырех её сторон три, начиная от вышеупомянутого Прекопа, омываются морем, а четвертая сторона примыкает к Меотийским болотам, край которых находится в 15 милях от того же замка ( Меотийские болота это Азовское море и Сиваш). Эти 15 миль составляют сушу, и в старину там были очень большие рвы, вплоть до Прекопа, так что, входя в Татарию или выходя из неё, нельзя было миновать этот город. Ныне же татары, живя бесстрашно и слывя грозными, дали засыпаться этим рвам; всякому стало возможным входить или выходить, не опасаясь замка. Так и было 7 лет тому назад, когда Кандемир (Кан-Темир), знатный татарин-ногаец, ушел со своими людьми этим самым путем от султана Шяин гирая (Шахин-Герай, не путать с последним ханом), брата Махмет гирай-хана хотевшего лишить его жизни (Мехмед Герай). Почти год спустя, сам Махмет гирай воспользовался этим проходом, когда на него пошел новый хан Замбек гирай (Джанибек Герай), присланный падишахом по наущению того же Кандемира; выход Махмет гирая с 12 приближенными через перекопский перешеек состоялся 20 дней спустя после воцарения хана Замбек гирая.
Известно также, что купцы и другие люди, идущие сухим путем в Константинополь, Богданию (Молдавия), Полонию (Польша), проходят через город и пригород Ор или Перекоп и там снабжаются одеждой и съестными припасами на шесть дней степного пути, где сильно ощущается недостаток в воде и очень часто встречаются разбойники, татары и казаки, почему и принято пускаться в этот путь многочисленным и хорошо вооруженным сборищем. Этот замок очень сильно укреплен и хорошо снабжен орудиями и рвами. Ест еще другой путь для выхода из Татарии, называемый Араббатта (Арабатская стрелка), напротив города Крыма и на расстоянии одного дня пути от Каффы. Через Меотийские болота есть тропа, которой могут пользоваться знающие дорогу. Но этот пут избегают по причине болот и пустынных безлюдных стран, лежащих по ту сторону, опасных от чиркасских и ногайских разбойников. (Чонгарская переправа через Сиваш).