Найти тему

Испанский стыд: почему борьба за отделение Каталонии уходит в прошлое

Независимость – вещь недешевая. Чтобы обеспечить пристойное существование, отделившейся стране потребуется много денег. Плюс надо быть готовым, что ближайшие соседи могут выступить против вашей самостийности и найдут аргументы, которые заставят перевести весь сепаратистский пар в свисток.

Похоже, именно такая история приключилась с Каталонией, которая некоторое время назад решила объявить о своей независимости. Решить – решила, а что с этим нам делать дальше? — спросили у своих лидеров жители этой области. В ответ местные политики опять стали говорить про национальную идентичность и повторять популистские мантры времен генерала Франко. В результате, по проведенным опросам, к 2020 году большинство каталонцев выступили против движения на отделение от Испании, которое может грозить им экономической блокадой со стороны метрополии.

Однако у местных политиков – своя логика. С завидным постоянством они раз за разом анонсируют референдумы о независимости с целью взбодрить своих сторонников и не выпасть из политической повестки, которая зиждется на желании каталонцев жить отдельно от всех остальных народов Испании. Апеллируя к опыту Канады и Шотландии, каталонское правительство заявляет о праве народа на самоопределение, нервируя верховную власть в Мадриде и создавая ненужное международное напряжение, на которое с раздражением смотрят в Брюсселе.

Проблема местечкового национализма казалась не стоит и выеденного яйца в рамках ЕС, если бы не одно но…

Парадокс здесь в том, что, являясь локомотивом испанской экономики, Каталония до 90% своих товаров сегодня поставляет на внутренний испанский рынок. Это приводит к дисбалансу экономического потенциала области в рамках Европейского союза, где ставку больше делают на политическую стабильность, чем на экономическое процветание. Одновременно европейскому правительству не хочется получить очередной Брекзит на своих южных границах, что привело бы к росту сепаратистских настроений по всему контуру и ослабило центральную власть в целом. Не забывают в ЕС и о тлеющих противоречиях у Басков, на Корсике, во Фландрии и далее по списку: поэтому предпочитают держать проблему на коротком поводке, не давая ей разрастаться до размеров потери контроля над ситуацией.

Между этими качелями простые каталонцы пытаются угадать точку равновесия, чтобы искупаться и ноги не замочить. В личных разговорах многие жители этой части страны «топят» за независимость: многовековая борьба за отделение этих земель впиталась в сознание жителей Каталонии с молоком матери. Однако все разговоры на эту тему затихают после вопроса: на какие деньги вы собираетесь жить после объявления о независимости? Вряд ли центральная испанская власть будет спокойно смотреть на этот процесс: перекрытие логистических путей вкупе с закрытием морского и воздушного пространства сильно сократят число сторонников отделения Каталонии, а блокирование дорог не въезде и выезде сделает любую торговлю заведомо убыточным предприятием. Спрашивается: за что тогда боролись?

Эйфория – штука опасная. Одномоментный выброс адреналина на время лишает человека способности критически мыслить и адекватно воспринимать законы экономического развития, которые не желают учитывать сепаратистские настроения, из какой бы страны они не исходили.