Думаю, не ошибусь, утверждая, что большинство людей, родившихся в Советском Союзе и живущих сейчас в России (и не только в ней, конечно), с детства помнят песни, которые были очень популярными, да и сегодня многие из них остаются любимыми и узнаваемыми с первых слов - "Любимый город", "Лизавета", "Моя любимая", "Случайный вальс", "А годы летят", "Комсомольцы-добровольцы", "Если бы парни всей земли", "И на Марсе будут яблони цвести". Все они написаны на стихи замечательного советского поэта Евгения Долматовского, со дня рождения которого сегодня исполняется 108 лет.
Он родился в Москве, 22 апреля (5 мая по новому стилю) 1915 года, до девяти лет жил в Ростове-на-Дону, но в 1924 году семья вернулась в Москву. Его отец, адвокат Арон Долматовский, рассчитывал, что сын Евгений продолжит его дело, но тот уже с ранней юности писал стихи и, похоже, в своём литературном будущем никаких сомнений не испытывал. Еще будучи студентом педагогического техникума юноша публиковал свои стихи в пионерской прессе, затем поступил в Литературный институт, который закончил в 1937 году. А первый его сборник лирических стихотворений вышел еще в 1934 году. Так, еще в 19-летнем возрасте он уже заявил о себе, как об одном из самых талантливых и перспективных молодых поэтов своего времени.
Как и большинство его ровесников он искренне мечтал служить своей стране и рвался туда, где было сложнее всего. Конец 30-х годов горячими точками был достаточно насыщен - Испания, Хасан, Халхин-гол. Но на эти события, несмотря на все свои усилия, Долматовский попасть не смог, так как его отец был арестован в марте 1938 года по обвинению в контрреволюционной деятельности, хотя вся его вина состояла в том, что он всего лишь, задолго до революции, получил за границей образование. Долматовский не сдавался и своего добился - уже с 1939 года он находится в действующей армии в качестве военного корреспондента. Участвует в освобождении (или как сейчас говорят некоторые эксперты, в аннексии) Западной Украины и Западной Белоруссии, Прибалтики, воюет с белофиннами. С первых дней Великой Отечественной на фронте. В августе 1941 года был ранен, попал в плен, со второй попытки бежал, долго пробирался к своим по оккупированной территории. В начале ноября перешел линию фронта. Начались бесконечные проверки НКВД, он прошел их успешно и в январе 1942 года, уже в звании батальонного комиссара вернулся в строй. Воевал в дивизии знаменитого Александра Ильича Родимцева, которого хорошо знал ещё с 1939 года. Под Сталинградом снова ранен. Войну закончил в Берлине, в качестве военного корреспондента присутствовал при подписании акта капитуляции Германии.
И всё это время Долматовский писал стихи. А они были настолько хороши, что многие из них становились песнями и моментально завоёвывали популярность среди солдат, а это дорогого стоит. Недаром Маяковский хотел, чтоб перо приравняли к штыку, иной раз оно разит не хуже штыка. Стихи и песни, написанные фронтовыми поэтами, находящимися рядом с бойцами, порой мотивируют намного больше, чем боевые приказы и люди понимающие прекрасно знают, что это не фигура речи, а непреложный факт. Подтверждением служит недавняя история с песней «Дорога на Берлин», написанная на стихи Долматовского. Буквально на днях, на многих новостных каналах прошло сообщение о том, что правообладательница творческого наследия Долматовского запретила публичное её исполнение в России.
История этой песни довольно интересная, а сегодня еще и актуальная. Долматовский в 1943 году написал стихотворение, которое было опубликовано в «Красной звезде». А в 1944 году композитор Марк Фрадкин написал на эти стихи песню для Леонида Утёсова. Она сразу же стала, как сейчас говорят, хитом.
Вот что говорил о ней первый исполнитель, Леонид Утёсов:
"Одна беда - песня начала стареть. Ведь кончалась она призывом: "Вперёд, на Минск!". А в июле 1944 года Минск был уже освобождён. Советские воины шли дальше на запад, и я стал прибавлять названия новых городов, взятых нашими войсками: Брест, Львов, Люблин, Варшаву, заканчивая словами "На Берлин!".
Теперь становится понятно, почему запрет на публичное исполнение песни в России наложен именно сейчас. Дело, конечно, не в деньгах. А в том, что в среде искренних «заукраинцев» и «заевропейцев» существуют опасения, что спустя 80 лет песня снова станет хитом. Снова будут петь «С боем взяли город Киев, с боем взяли город Львов!», а там и до Варшавы и Праги недалеко. Потом Берлин и далее. И не потому хит, что песня бодрая и позитивная, а потому, что она мотивирует. Так что, пожалуй, им есть чего опасаться.
Продолжение очень скоро!