Разрушение социалистического лагеря, лидером которого был СССР, в конце двадцатого века привело к тому, что капитализм стал, практически, господствующим строем на планете Земля и оказался в неконкурентном социально-экономическом поле. И если то время, когда капитализм конкурировал с социализмом за право считаться наиболее благоприятным строем для человечества, вынуждало капитализм надевать маску социального капитализма, то теперь такая необходимость отпала и волчья натура капитализма проявляется в истинном своëм виде. Забыты принципы социального капитализма, согласно которым макроэкономика управлялась государством с учëтом социального аспекта и что поддержка бедных слоëв населения повышает производительность труда и снижение бедности увеличивает размер капитала участников рынка. Теперь нет необходимости бесполезных трат капитала на социальные программы и можно весь капитал реинвестировать в создание нового капитала. И это привело к тому, что во втором десятилетии 21 века всего один процент богатейших людей мира обладают большим состоянием, чем всë остальное население планеты. И эта тенденция будет сохранятся, так как законы капитализма говорят нам о том, что единственное, к чему стремится капитал - это самовозрастание капитала. И предельным значением этого процесса является монополизм. То есть, учитывая скорость возрастания концентрации капитала, очень скоро мы придëм к тому, что все ресурсы и все производительные силы планеты будут сконцентрированы в руках того самого одного процента богатейших людей мира. И это будет пределом развития капитализма. А что же дальше? Ведь развитие цивилизации не может остановится - это объективный и непрерывный процесс. Но если капитализм достигнет предела своего развития, то на смену этой социально-экономической формации должна прийти другая формация. И, по моему, альтернатив всего две: это новый социализм с последующей трансформацией в коммунизм или новый феодализм. И из этих двух возможных новых "старых" формаций, наиболее вероятным является неофеодализм, так как падение социалистического лагеря в конце прошлого века и ещё не забытые воспоминания о социальном капитализме 70, 80-х годов прошлого века сформировали довольно мощный иммунитет против социалистических принципов устройства мира. При этом в мире уже вовсю происходят трансформации, результатом которых являются формирование таких социальных и трудовых отношений, которые были свойственны феодальному миру средневековья. И, к сожалению, этот новый феодализм будем представлять собой нечто худшее, чем капитализм даже в самой предельной его форме.
Что из себя представляют те трансформации, которые выдают наступление эры неофеодализма? Для того, чтобы понять это, необходимо уточнить, чем характеризуются эти две социально-экономические формации с точки зрения наличия свобод, принадлежности собственности и средств производства и трудовых отношений.
При капитализме все граждане являются формально свободными людьми: обладают правом выборного голоса, правом свободного перемещения в границах государств, правом выбора рода деятельности - стать наëмным работником или пытаться выбиться в буржуа, правом частной собственности, защищаемой государством. Трудовые же отношения характеризуются правилом эквивалентного обмена, то есть, получения адекватной оплаты за произведëнный труд.
При феодализме основным средством производства была земля, которая находилась целиком в собственности сеньоров. Крепостные же крестьяне, по сути, арендовали у сеньоров эту землю для возделывания, не получая его в собственность. И хотя формально у них была определëнная собственность в виде лачуг, в которых они проживали, и инструментов, которыми они возделывали арендованную землю, по сути, право собственности на землю предоставляло сеньорам право отбора любого актива, расположенного на их земле. С точки зрения трудовых отношений, царивших при феодализме, владение правом собственности на землю предоставляло сеньорам право прямой экспроприации результатов труда крепостных крестьян без эквивалентного обмена, свойственного капитализму. Что же касается остальных прав и свобод, свойственных капитализму, то крепостные не имели права на свободное перемещение, не имели права выборного голоса да и самой процедуры выбора кого-либо не существовало.
И так, какие признаки говорят нам о том, что мы уже живём в мире, в котором начался переход к новой социально-экономической формации?
Прежде всего это отношение к средствам производства. Если помните, то этот критерий при феодализме характеризовался тем, что основное средство производства - земля - было в собственности сеньоров, крестьяне же только пользовались ей для возделывания при молчаливом согласии на экспроприацию любой части произведëнного им продукта по усмотрению сеньора. В настоящий момент появились области экономической деятельности, где основное средство производства принадлежит новым сеньорам. Тут надо напомнить, что же значит термин сеньор. Сеньор - это землевладелец, обладающий властью государя на своей территории. К этим новым областям деятельности относятся информационные платформы, владельцы которых являются не чем иным, как новыми сеньорами по отношению к пользователям этих платформ, так как они обладают абсолютным правом установки правил пользования данными платформами, при этом пользователи платформ становятся абсолютно бесправными арендаторами ресурсов платформы, как когда-то крепостные арендовали землю у сеньоров. Всем известные примеры платформ это Wildberryes, Facebook, Вконтакте, сотовые операторы, банки и т.п., взаимоотношение пользователей с которыми происходит на основе договоров присоединения. То есть, таких договоров, когда ты не договариваешься, а просто соглашаешься взаимодействовать с платформой по установленным владельцами платформ правилам.
Второй признак - это новый "старый" формат трудовых отношений, когда право собственности на платформы позволяет владельцам осуществлять прямую экспроприацию части заработков, полученных пользователями платформы. То есть, без эквивалентного обмена, свойственного капитализму.
И третий признак - наличие свобод. Точнее, признаки того, что очень скоро наступит время, когда будут повсеместно применяться ограничения свобод, свойственных капиталистическому обществу. Право на свободное перемещение - весь мир уже совсем недавно прошëл через эксперимент ограничения этого права из-за объявленной пандемии коронавируса. Кроме того, в некоторых странах анонсируется введение социальных баллов, наличие которых будет необходимым условием приобретения билетов на транспорт дальнего следования и при этом любое нарушение общественных правил и законов будет приводить к уменьшению этих баллов. А это не что иное, как новая форма крепостничества. Те же социальные баллы будут условием получения различных государственных услуг, в том числе услуг здравоохранения. То есть, уже вовсю проводятся тесты по реализации принципов ограничения прав и свобод граждан.
И самое страшное это то, что сейчас интенсивно происходит концентрация земель в руках крупных латифундистов. И особенно остро это проявляется именно в нашей стране, где ещё недавно общественные земли были скуплены новыми господами. Пока эти новые феодалы - сеньорами они ещё не стали - видят выгоду от землевладений только в увеличении их капитализации. То есть, для них это пока лишь товар для перепродажи с пролонгированным циклом продажи новым собственникам по более дорогой цене. Но очень скоро наступит момент когда на этих землях начнутся строительства частных городов. Примеры этого уже есть и в нашей стране. И количество таких городов будет расти, потому как это сулит такие экономические выгоды их владельцам, что многие обыватели даже представить себе этого пока не могут. И вот тогда, когда количество хозяев частных городов достигнет критической массы, то ими будет пролоббировано принятие соответствующих законов, которые сделают их настоящими сеньорами в границах собственных городов. А это приведëт к тому, что они получат право прямой экспроприации части дохода всех жителей, населяющих эти города!
Как поступить в связи с этим 99% малоимущим (по сравнению с 1% представителей господствующего класса)?
Вариантов два. Или попытаться самим стать сеньорами. А это значит умудриться скупить себе и сохранить в своей собственности значительное количество земель или поймать удачу за хвост и разработать свою платформу с претензией на планетарную глобальность еë распространения среди пользователей. Или снова поверить в идеалы коммунизма и развернуть течение прогресса в сторону строительства светлого коммунистического будущего, где все всë будут получать по потребности а отдавать за это труд по возможности!