Найти тему
Детская книга

Как родители убивают самооценку ребёнка

Детская самооценка-это действительно очень важный вопрос.

Родители, которые задумываются о будущем своего ребенка, от всей души хотят, чтобы ребёнок рос уверенным в себе, с высокой, адекватной самооценкой.

При этом, зачастую, действия родителей ежедневно опускают самооценку ребенка все ниже и ниже. Они буквально кувалдой забивают ее вниз.

И делают это не потому что не хотят высокой самооценки ребёнку, не потому что они его не любят. Это происходит от незнания простых психологических моментов. От незнания, у родителей вырываются привычные фразы, которые они сами слышали в детстве. Подсознательно эти же фразы повторяются в общении со своим ребёнком.

Давайте разберёмся, какие ошибки зачастую допускаются при общении с ребёнком.

1. Критика.

При общении с ребенком, очень важно избегать прямых отрицательных оценок его действий.

Фразы:

  • «Вот у тебя никогда не получается»
  • «Ты вечно где-то голову забываешь»
  • «Все время такой растрепанный ходишь»

Постепенно убеждают ребенка, что он хуже других, что у него полно недостатков, что его не за что любить.

Как же дать ребенку понять, что он делает не так, не понижая его самооценки?

Замените фразу: «Вот у тебя никогда не получается», на фразу: «Сегодня у тебя это не получилось, но ты же постараешься, и у тебя все получится. Тебе помочь?»

Фразу: «ты вечно где-то голову забываешь» замените фразой: «У тебя же такая хорошая память и умная головка! Что-то случилось, что ты забыл? Не забывай подумать, все ли ты сделал перед тем как....»

Фразу: «все время такой растрепанный ходишь» можно заменить фразой: «Ты мой красавец! Отлично выглядишь. А если рубашку во тут поправить, штанишки подтянуть и причесаться, будет вообще отлично! Ты же так всегда будешь делать?»

То есть вначале даем понять ребенку, что он самый лучший, а потом ВМЕСТЕ находим выход из негативной ситуации.

2. Ярлыки

Лентяй, свинтус, идиот,...

Каждое такое слово отпечатывается в душе ребенка. Подсознательно, он начинает верить что да, он такой. Помните мудрость: «Если человека постоянно называть свиньей, то в конце концов, он захрюкает».

Как бы вы не были возмущены, необходимо избегать наклеивания на душу ребенка подобных ярлыков. Ведь кому ребенок больше всего доверяет? Маме, и папе. Как же не увериться, что он, например, свинтус? Если мама или папа об этом говорят постоянно.

В итоге вырастает человек, уверенный в том, что он вот такой, не способный к чистоте и порядку.

Если все же есть необходимость дать понять ребенку как выглядит его поступок, можно использовать сравнение. Например: «Ты знаешь, так поступают только свинтусы. Ты же у нас не такой? Почему же ты так поступил? Я уверена, что ты это понял, и так поступать не будешь».

3. Убеждение ребенка, что он ничего не может или не может справиться без вас.

  • «Ничего у тебя не получается».
  • «Сам ничего никогда нормально сделать не можешь».
  • «Лучше вообще не берись».

Эти высказывания ничего кроме выражения негативных эмоций родителя не несут. В результате таких упреков, ребенок начинает думать: «Зачем я вообще буду что-либо пробовать, я без мамы ни на что не способен».

Взращенная таким образом никчёмность, вместо высокой самооценки, будет находиться в ядре личности ребёнка.

4. Пророчество.

  • «Ты плохо учишься, станешь дворником».
  • «У тебя в комнате бардак, вечно пыль, тебя такую замуж никто не возьмёт».
  • «Ты никуда с такими мозгами не поступишь».

Да, мы часто говорим такое сгоряча. И если такие пророчества ребенок регулярно слышит от самого близкого и любимого человека, которому он верит как никому другому, то как он может быть уверен в том, что у него в жизни вообще что либо получится?

Донести до ребенка последствия его действий можно в другой тональности, которая не создает у ребенка убеждения в его никчемности:

«Ты же понимаешь, что без знаний ты не сможешь получить хорошую профессию? Даже дворники должны иметь знания, что бы управлять уборочными машинами».

5. Сравнение.

Ещё одна вредная привычка родителей - это сравнивать ребёнка с кем-то другим. «Вон Ваня такой молодец, занимается тем-то и тем-то, а ты целый день лежишь, ничего тебе не надо». Или «Маша, смотри, на пятёрки учится, а ты никак стихотворение выучить не можешь».

Когда вы сравниваете ребёнка с кем-то другим, вы надеетесь вызвать у него стремление стать лучше. На самом деле, ребенок понимает это совсем по другому: «Ты мне не нравишься, мне нравится Ваня (Маша), но не ты. А ты недостаточно для меня хорош».

В итоге, ребенок уверен: «Я плохой, маме не нравлюсь»

6. Соревнование с самим собой.

Некоторые родители постоянно требуют от ребенка, который хорошо учится, который многого достигает, все больше и больше. Получил на этой неделе четвёрки и пятёрки, на следующей неделе должен получить одни пятёрки. Родителям все время недостаточно достижений.

Ребенок понимает, что никогда не сможет достигнуть одобрения родителей, и не сможет быть для них хорошим.

Поэтому, если ребёнок уже успешен– просто радуйтесь за него. Ребенок должен чувствовать, что вы любите его просто так, просто за то что он есть. Что он важен и ценен для вас таким какой он есть, а не тогда когда он достигнет чего-то.

Помните о том что своим общением вы каждый день создаёте своего ребёнка.

И от того, какие слова вы говорите своему ребенку, от того как вы с ним общаетесь, как вы себя ведёте зависит его будущее. Его самооценка и его уверенность в себе.