Найти тему
Безнадёжный романтик

Как вырастить воспитанного ребёнка. Есть ли польза в наказании

Нас окружают разные люди. Они по-разному себя ведут в разных жизненных ситуациях. В ком-то мы разочаровываемся из-за его поступков, к кому-то, наоборот, проникаемся уважением. Чьи-то поступки нас удивляют, вызывают возмущение, а к некоторым поступкам мы относится спокойно и равнодушно, потому что мы так привыкли к этому…

Все помнят Шурика, которого сыграл Александр Демьяненко. Каким он был правильным, воспитанным, порядочным. Оказывается, что и в настоящей жизни актёр был таким же. Режиссёр театра, в котором я когда-то играла, рассказывала, что он всегда вставал, когда в комнату входила женщина, имел при себе книгу, особенно любил Есенина, с уважением относился к людям и во всем вёл себя достойно. 

А есть такие люди, которые, когда начинают говорить, то такое чувство, что у них изо рта сыплется мусор…

Это не значит, что они не уважают других. Просто они не уважают самих себя

Нравственные привычки нужно закладывать с детства. 

Что это такое? Где их искать? 

Их источник - это единство сознательности, это личная оценка явлений, взаимоотношений между людьми и их моральных качеств.

Без формирования нравственных привычек невозможно влиять на человека ни словом, ни красотой. Благодаря этим привычкам нормы общественной сознательности и морали становятся духовным приобретением личности. Без них невозможно самовоспитание, уважение самого себя.

Моральная истина становится святым, потому что человек принимает близко к сердцу благородство этой истины: делай так, потому что делать иначе не позволяет уважение к самому себе. Чувство стоит на страже сознания. 

Именно в подростковом периоде эти истины моральной культуры должны войти в привычку, потому что в этот период осмысливается характер идей.

Как же воспитать в подростке эти моральные качества?

Нужно знать, что в подростковом периоде большое значение в моральном развитии имеет единство сознательности и моральных чувств. 

Важно пробуждать в детях отзывчивость, чуткость ко всему, что происходит вокруг. Чтобы подростки принимали близко к сердцу, познавали не только сознанием, но и чувствами.

Учить видению моральной стороны явлений, взаимоотношений между людьми, познанию мира сердцем (не пройти мимо, откликнуться на просьбы).

Эмоциональная оценка своих поступков: не только хороших, но и плохих. Когда ребёнок проживает «нельзя», у него вырабатывается моральная ориентация личности в обществе.

Взаимосообразность морального принципа и поступка: нельзя напоминать постоянно о том, что ребёнку не стать таким, каким он мечтает, если он совершил плохой поступок ( вот другие герои, а ты не такой). Нельзя обесценивать мечты. Всему есть место и мера.

Существует даже особая программа моральных привычек:

  • Доводить начатое до конца;
  • Выполнять работу не как-нибудь, а только хорошо;
  • Не перекладывать свою работу на других;
  • Помогать старым, слабым, одиноким;
  • Согласовывать свои желания с моральным правом;
  • Никогда не допускать, чтобы удовлетворяясь свои желания, родители испытывали трудности;
  • Согласовывать свои радости с потребностями других людей;
  • Не допускать, чтобы мои радости доставляли кому-то заботы или боль;
Иметь мужество признаться в своих проступках.

Важно то, чтобы главным побуждением к хорошим поступкам, была наша воля и совесть. Воспитание не должно сводиться к приказам и бездумному подчинению. 

Подросток всегда должен чувствовать, что без его воли хороший поступок был бы невозможен. 

Нужно, чтобы подростки умели признаваться в предосудительных поступках и умели оценивать своё поведение. 

Наказание в воспитании нравственных привычек - вещь недопустимая. Наказание требует огромной выдержки и такта. У хорошего мастера этот «инструмент» всегда наготове, но он им никогда не пользуется. 

Там, где процветает наказание, где за каждый отрицательный поступок предусмотрено наказание, не может быть и речи о нравственных привычках. 

Самый большой вред, который причиняют детям и подросткам непродуманные, применённые сгоряча наказания, заключается в том, что наказанному уже не нужно  прилагать внутренние духовные силы к тому, чтобы стать лучше. 

Большая мудрость в словах Ф.М.Достоевского: наказание освобождает от мук совести. 

Значительно легче наказать, чем добиться того, чтобы человек переживал собственную вину, карал себя своей совестью. А ведь собственный голос совести в годы детства и особенно отрочества имеет огромную силу.

Нужно, чтобы подросток, осмыслив свой дурной поступок, переживал мысль: я должен быть не таким, какой я сейчас. Переживание собственной вины - важный источник непримиримости и нетерпимости к дурным поступкам других.