Еще в 2020 году (https://www.usni.org/magazines/proceedings/2020/april/us-privateering-legal) в США заговорили о возрождении каперства. С началом вооруженного конфликта в Украине в 2022 году эти мысли зазвучали с новой силой. Так, 1 марта 2022 года член Палаты Представителей США Ленс Гуден предложил начать выдачу каперских грамот гражданам США, которые бы позволили им легально с точки зрения законодательства Соединенных Штатов захватывать российские корабли и суда в Мировом Океане.
Так что ж это за звери такие – каперы? И с чем их едят?
Поскольку Россия – страна сухопутная, у нас очень распространен взгляд, что каперы – равно пираты, то есть просто бандиты или разбойники, грабящие всех и все. Это не так. Давайте сначала определимся с терминами.
Итак, Пираты – это разбойники, промышляющие грабежом на морях в целях личного обогащения. То есть они действуют безо всяких правил и являются противниками всех наций, недаром к пиратам применялось выражение «враг рода человеческого» (hostis humani generis), они находятся вне закона во всех государствах, и веревка им грозит везде.
Корсары (фр.), приватиры (англ.), или каперы (голл.) могли нападать на корабли только враждебного государства. Корсарский корабль снаряжался на деньги частного лица или группы лиц и получал от правительства патент (письмо на корсарство), разрешающий вести боевые действия против недружественных судов, а также защищавший самого корсара при его встрече с дружественным кораблем.
Это каперское свидетельство (Letter of marque, Письмо марки) выдавалось королем или его представителями, и являлось «лицензией, предоставленной сувереном подданному, разрешающей ему совершать репрессалии в отношении подданных враждебного государства за вред, который был нанесен ему вражеской армией».
Взятую добычу, выкупы за пленников и призы (приз – это корабль противника, захваченный корсаром) полагалось представить на призовой суд, который решал, законен ли был захват, и если - да, то определял размеры выплат. В случае неудачи патент давал еще одно преимущество – владелец его считался военнопленным, тогда как любой пират был просто разбойником вне закона и мог быть вздернут на рее без суда и следствия.
То есть что мы имеем? Каперы, они же корсары или приватиры – это иррегулярные части на службе какой-либо страны, точно так же как казаки или калмыкская конница в армии Российской империи. Пираты же воюют для себя и за себя, и являются бандитами.
Отдельно тут стоит сказать вот о чем. В исторической литературе формально закрепились названия «берберийские пираты» или «пираты Ангриа», хотя на самом деле это как раз каперы, корсары. То есть пираты Берберийского берега имели разрешение на атаку неверных от султана Османской империи, а семейство Ангриа – от маратхских княжеств Индии. В европейской реальности фирман султана или указания пешвы не имели веса, поэтому европейцы неевропейских каперов называли пиратами, хотя, конечно же, это не так.
Мог ли корсар стать пиратом? Да, вполне мог. Такое, например, наблюдалось после окончания англо-испанской войны 1585-1604 годов. В 1603 году на престо Англии взошел Яков I, который немедленно издал прокламацию, где провозгласил, что недавние призы, захваченные англичанами корабли, должны быть возвращены Испании, и что любой, кто упорствует в нападении на испанское судоходство после даты официального провозглашения мира, будет рассматриваться как пират.
Те, кто отказались от каперских действий – остались в правовом поле. Те, кто продолжил нападения – стали пиратами, со всеми вытекающими. Во-первых, бывшие каперы, ставшие пиратами, лишились баз, где они могли бы приводить свои корабли в порядок и пополнять экипажи. Во-вторых, теперь захваченное им сбыть было гораздо сложнее. Ну и плюсом – за пиратами стали охотиться военно-морские силы Англии.
Недаром бывший каперский капитан Бейкер, ушедший на сушу и не ставший пиратом, писал: «Вот такая сука-жизнь, и как мерзко мы живем сейчас ((Here’s a scurvy world, and as scurvily we live in it))... Где те былые времена, которые мы видели? Когда мы могли петь, ругаться, пить, щупать шлюх и убивать людишек так же свободно, как мух в булочной? Когда мы сможем делать это снова и какой закон позволит нам это? Нет, теперь мы не можем вести себя так, как раньше, поскольку нас повесят непременно за шею, причем на законных основаниях. А раньше... раньше море было нашей империей, и мы грабили кого хотели, по желанию».
А мог ли пират стать капером? Да, такие случаи были. Пират получал королевское прощение, ему выдавался каперский патент, но дальше он был должен подчиняться законам и дисциплине. Самый яркий пример – сэр Генри Морган, переквалифицировавшийся из пирата в каперы.
Тут стоит заметить, что то же самое мы вполне себе могли наблюдать и на суше. Вспомним, как во времена Великой Отечественной, уголовников, желавших искупить вину перед Родиной, вполне себе брали на военную службу. Ничего такого особого в этом не было во все времена.
Следующий вопрос. А имеет ли США право возродить каперство? Разве оно не запрещено?
Ответ простой – да, имеет. Вопрос о запрете каперства подняли на Парижской мирной конференции в 1856 году в самом конце Крымской войны. В результате 16 апреля 1856 года Австрия, Россия, Великобритания, Франция, Пруссия, Сардиния и Турция подписали специальную декларацию о запрете каперства. Звучала она так:
«1) Каперство отныне навсегда отменяется;
2) Нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды;
3) Нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом;
4) Блокада, чтоб быть обязательной, должна быть действительной, т. е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступа к неприятельскому берегу.
Правительства подписавшихся уполномоченных обязываются довести эту декларацию до сведения государств, не призванных к участию в Парижском конгрессе, и пригласить их к ее принятию».
Что касается США – она подписала только три пункта из четырех, последний пункт они подписали с поправкой: «во время войны частная собственность субъектов государства или его граждан должна быть освобождена от захватов обеими сторонами, кроме контрабанды».
В чем смысл? Раз мировое сообщество отменяет каперство – значит, захваты и досмотры будут производить военные корабли, выделенные в крейсерства. Так вот, частных торговцев они не имеют права захватывать. А торговый флот США на момент подписания декларации - второй в мире. И 99% его - именно частники. То есть нападения на торговый флот США фактически исключены.
Кроме того, Парижская декларация 1856 года – добровольная, там прямо прописано: «Настоящая декларация обязательна только для тех держав, которые к ней приступили или приступят впоследствии». И выход из нее абсолютно безболезненный, даже сейчас. То есть любая страна, в том числе США и Россия, вполне себе имеют право выдавать каперские патенты и действовать с помощью иррегулярных сил на море.
Напоследок давайте назовем самых знаменитых и успешных каперов. Не всех конечно, но тем не менее.
Открывают топ, конечно же, французы.
Рене Дюгэ-Труэн – захватил 20 кораблей и до 300 судов противника.
Клод Форбен – 10 кораблей и 150 судов.
Жан Бар – в общей сложности захватил 81 судно в шести битвах.
Робер Сюркуф – 80 призов.
Англичане:
Фрэнсис Дрейк – захватил по разным подсчетам до 60 призов, историки до сих пор спорят на эту тему.
Джон Хокинс – захватил около 20 кораблей, потом ушел на государственную службу, стал контролером королевского флота.