Найти в Дзене
Голос Киры

Иван Грозный и митрополит Филипп: борьба политики и религии

Оглавление

Привет, друзья! В этой статье вы узнаете о значимых для истории взаимоотношениях царя и митрополита, закончившихся таинственной смертью последнего. На повестке дня - Иван Грозный и митрополит Филипп!

Митрополит Московский Филипп
Митрополит Московский Филипп

Фёдор Колычев

Фёдор (Филипп) Колычев - самый высокопоставленный церковный иерарх, происходивший из княжеского рода - отец его, согласно житию, был московским "вельможей" по имени Стефан Колычев. Будущий митрополит родился около 1507 года, а в 30 лет, оставив светскую жизнь, бежал от семьи на Север, где стал пастухом у крестьянина Исидора Суботы из Кижского погоста:

Юношей Феодор, узнав о Соловецком монастыре на морских островах в северной стороне — об обители преподобных отцов Зосимы и Савватия, покинул царствующий град Москву, и пришел в Великий Новгород, <дальше> на озеро Онежское, и добрался до некоей деревни, называемой Кижи. И нашел пристанище у одного из жителей той деревни, поскольку ничего не имел у себя, только скудную одежду, что на себе носил, и начал овец пасти.
После этого и до обители Соловецкой добрался, и трудился в монастыре полтора года: дрова рубя, и землю копая, и камни нося, и всякую монастырскую работу исполнял. А затем постригается в иноческий образ, и вместо Феодора наречен был Филиппом.

Позже, как описано в житии, он прибывает на Соловки, где с 1546 по 1566 годы служит игуменом в монастыре. При нём обитель расцветает. Строятся: Спасо-Преображенский собор, Заяцкая гавань, дороги, каналы, мельницы, первый каменный храм. Поток денег, направленный в Соловецкий монастырь объясняется тем, что, будучи человеком княжеского рода, Филипп [вероятно не сильно того желая] получал крупные пожертвования на развитие обители, от которых не имел права отказаться.

О соловецком строительстве в житие написано довольно подробно:

Святой же Филипп заботился об обители. И, посоветовавшись с братией, воздвиг церковь честного Успения Пресвятой Богородицы, и в том же храме создал престол в честь Иоанна Предтечи, пристроив туда же и трапезную, имеющую внутри 12 саженей <длины>.
И горы большие сравнял, и долины избороздил <каналами>, и сделал так, что вода потекла от озера к озеру и в озеро под монастырскими стенами слилась. Толкуши же и мельницы к покою братскому пристроил и палаты благоустроенные сделал.
Призывает он на помощь святых отцов Зосиму и Савватия, и захотел создать церковь великую из плинфы во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа на том месте, где видел преподобный пресветлый луч сияющий. Как святой Филипп захотел, так и сделал. Присоединил же тут церковь преподобных отцов Зосимы и Савватия и архистратига Михаила, а на другой стороне на подклете четыре других выстроил: церковь во имя 12 апостолов, и церковь 70 апостолов, и церковь преподобного Иоанна Лествичника, и церковь святого великомученика Феодора Стратилата. И украсил их святыми иконами, и священными сосудами, и книгами, и всяким церковным украшением. В той же церкви с северной стороны и могилу себе выкопал (тут и были положены мощи его, когда были принесены из заточения).

В 1566 году Филиппа Колычева действительно вызывают в Москву на пост митрополита. Это, вероятно, объясняется знатной фамилией - один из его родственников - Ф.И. Умной-Колычев был членом опричной боярской думы. Сам Филипп скорее всего не сильно этого хотел.

Связь с царём. От прославления до противоречий.

Был ли Филипп настроен против Ивана Грозного? Александр Ильич Филюшкин [учёный, на чьём докладе по большей части построена эта статья] утверждает, что нет. Более того, Филипп всячески прославлял царскую фамилию: в честь царя был построен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи в Успенской церкви, в честь царевичей Ивана и Фёдора - приделы Иоанна Лествичника и Фёдора Стратилата в Спасо-Преображенском соборе. На поминовение трёх царских жён Филипп получал пожертвования.

После назначения на пост митрополита Филипп, как обязывает должность, начал "печаловаться за опальных", т.е. просить помилования у царя для осуждённых [коих было много - опричнина на дворе]:

  • 1566г. - Земский собор. Челобитье об отмене опричнины. Митрополиту вернули право печалования за опальных взамен снятия требования об отмене опричнины.
  • 1567г. - дело о земском заговоре, опала на 369 человек, заступничество митрополита, в декабре - церковный собор об опричнине. Филипп и Герман Казанский произносят речи о христианской любви, чем встречают неодобрение со стороны остальных иерархов и царя. Филофей Казанский делает донос на московского митрополита, в котором убеждает царя, что Филипп изменник, сочувствующий опальным грешникам.

Донос, речи и печалования митрополита привели к тому, что 4 или 8 декабря 1568г. на службе в Успенском соборе Филиппа арестовывают и лишают сана.

Когда же боярин пришел в церковь Пречистой Богородицы, то изрек пастырю царевы слова и к ним прибавил: «Не достоин ты, Филипп, святительского сана!» И повелел пред ним и всем народом читать лживо составленные многие листы и позорящие слова.
Пришедшие же с ним напали на святого, как злобные псы, и сорвали с него знаки святительского сана. Он же, обращаясь к своему клиру, пророчески изрек: «О чада! Скоро разлучат меня с вами, но радуюсь, что за церковь страдания принял.

Свидетелей, дающих неправильные показания [не обличающие бывшего митрополита] на церковном суде, забивали булавами, но не смотря на угрозы, суздальский епископ Пафнутий, например, отказался высказываться против Колычева. Филипп был обвинён в чародействе и в 1569 году отправлен в Тверской монастырь. Никто так так и не нашёл доказательств его измены.

[Бессмысленно, но интересно:] В житие включена легенда о спадении с Колычева цепей и полулегендарная история [звучащая более правдоподобно] о попытке сломить дух Филиппа, подкинув ему голову его родственника Михаила:

"...с шеи его и с правой руки железные цепи сами упали, и «ноги прекрасные, мир утверждающие», сами собою освободились от запоров..."
"Потом повелел царь брату Филиппа — Михаилу Колычеву голову отрубить и послал ее святому Филиппу. Святой же Филипп встал с достойным почтением, и со всеми почестями <ее> принял, и поклонился до земли, и благословил ее, и с любовью поцеловал...И отдал её принесшему."

Филюшкин говорит ещё об одной легенде, не встречающейся в данной редакции жития. Согласно ей, в келью митрополита завели медведя, но тот не тронул святого и ушёл.

Смерть праведника

Бывший митрополит Филипп Колычев погиб 23 декабря 1569 года. На данный момент есть несколько теорий причины его смерти:

  1. Теория Таубе и Крузе (1570-е) задушен по приказу царя верёвкой и брошен в Волгу.
  2. Теория Андрея Курбского (1583г.): задушен Малютой Скуратовым, но, возможно, отвезён в Александрову слободу, где сожжён на углях.
  3. Редакция жития 1592г.: убит Малютой Скуратовым по его самовольству.
  4. Редакция жития 1605г.: зарезан Малютой по приказу царя
  5. Поздняя версия: убит приставом Симоном Кобылиным, Малюта - случайный свидетель.
Малюта Скуратов и Митрополит Филипп
Малюта Скуратов и Митрополит Филипп

Вот момент из редакции жития 1592 года:

"Тот же человек, каменное сердце имеющий, — Малюта — закрыл подушкой преподобного уста, обличающие безумства. И так предал он душу свою в руки Божии, увенчавшись венцом мученика, в год восемь тысяч семьдесят восьмой <1569> месяца декабря в 23-й день, жизнь закончил и подвиг свершил.
Неблагодарный же тот человек, Малюта Скуратов, сделал задуманное им, и тотчас вышел из кельи, и с коварством стал говорить настоятелю обители той и приставленным к Филиппу, что «по вашей небрежности умер митрополит Филипп от чрезвычайной духоты в келье». Они, охваченные страхом, ничего не смогли ответить."

Интересно, что Симон (Стефан) Кобылин упоминается в этой редакции как понёсший наказание надзиратель заключённого митрополита. Возможно, именно эти строки стали одной из причин [или инструментом] появления поздних версий смерти последнего:

Не оставил Бог вины и тем, кто надзирателями был у святого и оскорбили его, быстро они месть за злодейство свое приняли: Стефана, прозываемого Кобылина, <царь> в монашеские ризы облек и на остров Каменный заточил, иных же в другие края разослал и заточил и никому из них не спустил

Но не стоит верить ни одной из теорий, как непреложной истине - даже самые популярные не имеют более точных доказательств, чем житие, на которое ссылаться не всегда можно [использую тут его текст только потому, что есть более серьёзные исследования (тот же Филюшкин), мы-то тут с вами веселимся]. Существуют определённые проблемы и недомолвки, из-за которых ни одна из версий не может быть принята, как истинная. Филиппа нет в Списке опальных, составленном Иваном Грозным, который раскаялся в убийствах, совершённых по его приказу. К слову, реально существовавшие преступления Малюты Скуратова там подробно отражены. Кроме того, ни в каких документах не сказано, что царский палач как-то наказан или награждён за убийство Колычева, которое, если имело место быть, не могло бы остаться без внимания. Даже в покаянном письме царя на Соловки в 1581 году ни слова не сказано о Филиппе. Царь, вероятно, не считал себя виноватым в его смерти.

Алексей Михайлович и Никон у гроба святителя Филиппа
Алексей Михайлович и Никон у гроба святителя Филиппа

Зато при Алексее Михайловиче, патриарх Никон, с разрешения царя, читал у гроба Филиппа грамоту о прощении грехов Ивана Грозного. Царь таким образом как будто косвенно признавал его вину. Впрочем, это всё домыслы, правду же, мы, вероятно не узнаем никогда.

На этом у меня всё. В конце позволю себе небольшое лирическое отступление, не внесённое в квадратные скобки и не совсем касающееся темы: изначально эта статья писалась совсем в другом ключе - я сравнивал доклад Филюшкина с книгой Алексея Иванова "Летоисчисление от Иоанна" с целью найти в романе отражение исторических фактов. У меня получилось, но особого смысла в работе не было, поэтому я ушёл сугубо в историю. И всё же, как приятно, читая что-то лёгкое, в последствии начинать копаться в исследованиях и источниках, расширяя свой кругозор, становясь умнее. Сила знания непостижима, поэтому читайте, друзья, наблюдайте и запоминайте новое - однажды оно вам точно пригодится! [у меня аж мурашки по коже]

Спасибо за внимание! Статья была подготовлена в рамках авторского проекта "Голос Истории". Больше моего творчества можно найти в telegram-канале и группе ВК "Голос Киры". Всем рад!