В одной из прошлых статей мы уже обсуждали, что вокруг печки русская изба строилась, причем вполне буквально. В этом же круге проходила и дальнейшая жизни в доме — всё вращалось вокруг неё, вокруг печки-матушки. Всякий гость в первую очередь с печью хозяйской здоровался, ладони раскрытые к ней прикладывал. Домашние понимали — человек пришел с добрыми намерениями и ищет тепла. Такого гостя принимали душевно.
Считалось, что печка всё прилипшее за порогом зло из человека вытягивает и оно в трубу улетучивается. Впрочем, давайте по-порядку. На связи русские печники-ремесленники Захаровы, собиратели русских примет и продолжатели традиций исконного печного мастерства. Подписывайтесь на наш канал, если с добром пришли — без вас рассказ не начнем.
- В печи готовили все самые вкусные блюда — и щи, и каши, и тыкву, и грибы. Травы сушили над печкой. Отправляя в печь пирог, хозяйка обязательно приговаривала — «Будь моя стряпня свята-крылата». Печка олицетворяла женское начало, а еда из нее появлялась живая, необходимая для жизни.
Всё у наших предков было связано, всё осмыслено, все объяснено и с детства знакомо, ведь сказки об этом сказывались. Печка — постоянная героиня сказок. Илья Муромец тридцать три года набирался сил, лёжа на печке, а Емеля и вовсе в странствия на ней пустился. Алёнушка и Иванушка спасаются от злой старухи Яги, благодаря помощи печки, а еще за ней живёт домовой — ещё один герой русского фольклора.
- В сказках печка показана доброй, но требовательной, обидчивой и даже немного сварливой. Такой она и была — за огнем надо было внимательно следить (топили круглые сутки и круглый год), саму печку поддерживать в чистоте и регулярно белить. В награду и тепло дарила печка русская, и кормила, и поила, и спать укладывала, а если болел кто-то — от любой хвори лечила. Напоив больного домочадца горячим травяным отваром, кутали в одеяло и отправляли на печку — чтобы семь потов сошло.
Если ребеночек недоношенным рождался, его кутали в тесто (только для глаз и носа дырочки оставляли), да отправляли в печку — допекаться. Огня не было, только угольки. Так печка донашивала детишек, которые потом росли здоровыми и крепкими. Лечебные травы на печке сушили, отвары в печи готовили.
Люди всегда чувствовали к печке огромную любовь и благодарность, как к маме. Так и говорили: «Печь — что мать родная». Печку не только берегли и ухаживали за ней, её кормили. Первый кусочек хлеба, первая ложка супа, первая кружка кваса или киселя — в первую очередь, на пробу, в топку отправлялось. Печь отвечала теплом и пониманием.
Особенно внимательно относились к приготовлению хлеба. Когда в печи пёкся хлеб, на ней никто не сидел и не лежал. Считалось, что человек примнёт хлеб. Домашние внимательно наблюдали, куда шапка хлебная клониться будет. Если в печь — достаток в дом придёт, если к выходу — наоборот.
Думаете, это всё? Нет, конечно.
Расспросите своих родителей, бабушек и дедушек — наверняка и они вспомнят какие-нибудь исконно русские, деревенские традиции, приговоры, хозяйские приёмчики, связанные с печкой и жизнью в избе. Не откладывая в долгий ящик, пишите всё, что узнаете — в комментарии к нашим постам. Так мы и соберем новую энциклопедию русской жизни, чем занимаемся довольно давно и, на наш взгляд, вполне успешно.
Подписывайтесь на наш канал, узнавайте правду о жизни и быте наших далёких предков.
Не забывайте корней своего народа, знакомьтесь с родовыми традициями вашей семьи, вейте фамильное гнездо и будьте достойными продолжателями великой истории нашей общей земли.
На этом пока всё, с вами были печники-ремесленники Захаровы, настоящие русские печных дел мастера — как из сказки.