Найти тему

Ужас христиан: почему предводитель гуннов Аттила получил прозвище «Бич Божий» и что оно означает

В V веке н.э. на Европу обрушились полчища гуннов. Они были далеко не первые варвары, огнем и мечом уничтожавшие целые народы и цивилизации. Но именно гунны вошли в историю как самые ужасные и беспощадные завоеватели.

За короткий исторический период диким кочевникам удалось покорить огромные территории и поставить на колени Римскую империю.

Ульпиано Чека. Нашествие варваров (Гунны приближаются к Риму). Ок. 1887. Общественное достояние
Ульпиано Чека. Нашествие варваров (Гунны приближаются к Риму). Ок. 1887. Общественное достояние

История сохранила имена нескольких правителей гуннов и самым известным среди них, безусловно, является Аттила. Как написал один древний историк: «Аттила почти всю Европу стёр в пыль». Одно его имя так пугало современников и потомков, что ему дали особое прозвище – Бич Божий.

Но что вообще означает это прозвище – «Бич Божий?». Кто и при каких обстоятельствах так назвал Аттилу?

Эжен Делакруа. Аттила. Фрагмент фрески. 1843-1847гг. Общественное достояние
Эжен Делакруа. Аттила. Фрагмент фрески. 1843-1847гг. Общественное достояние

Начнем с того, что у историков нет убедительных доказательств, что Аттилу назвали Бичом Божьим его современники. Впервые эпитет Flagellum Dei – Бич Божий применительно для правителя гуннов встречается у католического автора, жившего в конце XII – начале XIII века, т.е. семь столетий спустя.

А что такое Flagellum Dei? Бичом мы называем кнут или плетку. В представлении христианских теологов умозрительная плеть являлась орудием Гнева Божьего, которое призвано наказать живущих грешников, открыть им глаза на свои прегрешения и наставить их на путь истинной веры.

Не важно, один человек погряз в греховности, или целый народ, Бог обязательно накажет. А Бичом Бога может стать что угодно – стихийное бедствие, эпидемия или нашествие беспощадного врага.

Жившие позднее христианские теологи воспринимали нашествие гуннов, как наказание народам Римской империи за то, что еще не все они приняли истинную веру, не уверовали в Христа, а продолжали поклоняться языческим богам.

Церковные предания утверждают, что Бичом Божьим Аттилу назвал все-таки его современник – римский папа Лев I, прозванный Великим, и почитающимся святым, как у католиков, так и у православных.

Скорее всего, утверждения, что именно Лев «окрестил» правителя гуннов позднейшие выдумки, но вот то, что римский папа встречался с Аттилой – доказанный исторический факт. Причем сыгравший немаловажную роль для судьбы Рима. Неслучайно знаменитые художники посвящали этому эпизоду истории свои картины.

Франческо Солимено. Встреча Папы Льва I и Аттилы. Общественное достояние
Франческо Солимено. Встреча Папы Льва I и Аттилы. Общественное достояние

Комментарий к картине:

Итальянский художник 18 века изобразил исторических персонажей далекой древности, так как это было принято в эпоху барокко. Вождь гуннов у него похож на застывшего в реверансе какого-нибудь испанского идальго, а Лев I облачен в современное художнику одеяние понтифика, которое в V веке естественно не носили.

В 452 году полчища Аттилы, перейдя Альпы, вторглись в самое сердце Римской империи – Италию. Один за другим пали под ударами римские города на севере Аппенинского полуострова. Гунны захватили огромную добычу, а жители Рима с ужасом ожидало неизбежной гибели. Императору пришлось отправлять к варвару посольство с предложением мира.

Это посольство и возглавил римский папа Лев I. Аттила являлся убежденным язычником, и на авторитет понтифика ему было глубоко плевать. Но как записал в дневнике секретарь папы, вождь гуннов, увидевший Льва I, облаченного во все великолепие церковного одеяния, был так потрясен, что тут, же начал договариваться о мире.

Неизвестный художник. Аттила и Лев Великий. XVIIвек. Общественное достояние
Неизвестный художник. Аттила и Лев Великий. XVIIвек. Общественное достояние

А живший через 300 лет церковный историк добавляет, что языческий правитель был поражен не столько самим папой, а стоящим рядом с ним апостолом, которого никто кроме Аттилы не видел. Якобы неназванный апостол обнажил меч и пригрозил смертью вождю гуннов, если тот не исполнит всего того, что требует понтифик.

Рафаэль. Встреча Льва Великого с Аттилой. 1514г. Ватикан, фреска. Общественное достояние
Рафаэль. Встреча Льва Великого с Аттилой. 1514г. Ватикан, фреска. Общественное достояние

Комментарий к картине:

Великий Рафаэль для убедительности решил изобразить даже не одного, а целых двух апостолов с мечами – святых Петра и Павла.

Современные историки говорят о том, что мир, прежде всего, был выгоден гуннам.

Во-первых, понесенные потери было трудно восполнить, а впереди их ждали густонаселенные районы Италии.

Во-вторых, награбленного было столько, что племенным вождям не было никакого смысла продолжать набеги и рисковать своими жизнями. Они и так уже могли вернуться домой с богатой добычей.

А в-третьих, в войсках Аттилы началась эпидемия. Кто-то говорит, что это была чума, кто-то утверждает о малярии. Победить такого врага не могли даже гунны.

Алессандро Альгарди. Изгнание Аттилы. Ватикан, Собор Святого Петра. Общественное достояние
Алессандро Альгарди. Изгнание Аттилы. Ватикан, Собор Святого Петра. Общественное достояние

Есть и четвертая причина – версия, изложенная одним из византийских историков. Якобы уйти из Италия Аттилу уговорили его приближенные, опасавшиеся, что после возможного захвата Рима, на него падет проклятие, и он умрет, как это произошло с другим варварским завоевателем, Аларихом, в 410 году.

По иронии судьбы, суеверный Аттила откажется от завоевания Рима, но через год все равно погибнет.

Друзья! «CLIO: СОВСЕМ ДРУГАЯ ИСТОРИЯ» - новый канал, посвященный малоизвестным событиям отечественной и мировой истории. Здесь будет много интересных публикаций. Так что ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы увидеть новые материалы!

В любом случае, правитель гуннов заключил выгодный для себя мир. Ему пришлось освободить всех пленников, но взамен он получил от римлян огромную дань золотом. Естественно награбленную добычу никто возвращать не стал.

Хендрик Блумарт. Встреча Папы Льва Великого и Аттилы. 1643г. Общественное достояние
Хендрик Блумарт. Встреча Папы Льва Великого и Аттилы. 1643г. Общественное достояние

Комментарий к картине:

Необычный подход к сюжету. Художник изобразил папу на коленях перед гунном, что символизирует раскаяние за грехи и моление о прощение перед лицом Гнева Божия.

Так, по версии Ватикана, римский папа стал спасителем Рима. Правда, ненадолго. Уже через тридцать лет Римской империи не станет. Начнется новая историческая эра – Средние Века.

А встреча Льва Великого и Аттилы осталась в исторической памяти Западной Европы как символ победы христианства над язычеством.