Найти тему
Bark Fart

Suomi Finland Perkele, ч.3

Оглавление
Suomi Finland Perkele, ч.2
Bark Fart 25 апреля 2023

Несменяемый флагман

Вот мы и подошли к основной сути финской блэковой сцены, и разговор об этом стоит начинать конечно же с группы Horna. Всё-таки именно это главная формация в данном контексте - наиболее известная, наиболее коммерчески успешная среди именно классических блэковых групп, с наиболее объёмной дискографией и длительной карьерой, продолжающейся до сих пор. Кроме того, именно эта банда среди всех представителей финки наиболее известна текстами на родном языке.

Ранний состав Horna
Ранний состав Horna

Для меня Horna всегда была группой из тех, что имеют безусловный культовый статус, большую фан-базу и уважение всех вокруг, но к числу моих любимых не относятся. Больше десяти лет я знаком с их творчеством и много раз возвращался к нему на протяжении всего этого периода в попытке причаститься к их величию. И каждый раз получал один и тот же результат - большая часть их релизов оставляет меня абсолютно равнодушным. Но, тем не менее, в перипетиях долгого творческого пути главных звёзд финки все равно интересно покопаться. А материала для этого копания набралось столько, что пришлось выделить под это целую отдельную часть.

Назгул

Обложка дебютного альбома
Обложка дебютного альбома

Успешность и долголетие группы - это заслуга, в первую очередь, лидера-основателя и единственного бессменного участника состава Шатрауга. Будучи основным сонграйтером и мастер-майндом коллектива, он является весьма профессиональным виртуозным гитаристом и настоящим тираном и контрол-фриком в студии, как и любой большой автор. Ещё один интересный участник группы - вокалист Назгул, состоявший в Хорне в ранний период, а позже ставший известным по участию в куче разных блэковых проектов.

Шатрауг в те годы
Шатрауг в те годы

Состоит этот ранний период из альбомов "Kohti Yhdeksän Nousua" и "Haudankylmyyden Mailla" 98 и 99 годов соответственно. На мой взгляд, яркого регионального колорита эти релизы не демонстрируют, являясь вполне последовательным развитием наработок норвежской школы, но всё-таки одна из узнаваемых финских фишек здесь уже присутствует - в отличие от более прямолинейных последователей Darkthrone, Хорна здесь не гонится за совсем уж нарочитым минимализмом и вязкостью, а звучит весьма бодро, разнообразно и преимущественно на высоких скоростях.

Назгул
Назгул

В 2001 году выходит один из самых известных альбомов группы под названием "Sudentaival". Последний полноформат с участием Назгула, по-моему, получился одной из лучших работ Хорны - здесь команда отошла от очень классического звучания ранних вещей и сделала ставку на мощь, агрессивность и плотный звук, выдав один самых скоростных, энергичных и при этом хитовых альбомов в финке. Вскоре после этого Назгул уйдёт в сольное плаванье, а группа погрузится в долгий переходный период, производя перестановки в составе и выпуская множество небольших релизов.

Известный бэнгер с альбома

-6

Корвус

Кадровая чехарда в итоге привела к тому, что к моменту выхода четвёртого полноформатника постоянный состав группы сократился до двух человек - самого Шатрауга, который взял на себя гитарные и басовые партии, и нового вокалиста Корвуса, с которым и ассоциируется второй этап творчества Хорны. Многие считают Корвуса одним из лучших вокалистов в блэке, в моём же топе он не присутствует, но в определённых регистрах он действительно очень хорош и с музыкой некоторых настроений его манера отлично сочетается.

Корвус
Корвус

Вот этот великолепный дует и выпускает в 2005 году альбом "Envaatnags Eflos Solf Esgantaavne", партии ударных же сессионно прописал Лорд Саркофагиан из проекта Baptism. Эту работу чаще остальных называют лучшей в дискографии Хорны, и вот именно здесь, пожалуй, включается моё прохладное отношение к группе. Дело в том, что главной отличительной чертой финского блэка является особенный, узнаваемый, очень броский мелодизм, и в одном из самых популярных альбомов самой популярной финской блэк-формации я слышу очень мало оного.

-8

Здесь есть сырой, приятный, в меру raw-звук и мощный, эмоциональный скрим Корвуса, периодически срывающийся в шрайк. Также иногда проскакивают очень крутые и цепляющие лиды, но они кажутся эпизодическими на фоне основного хронометража, который по большей части состоит из весьма дефолтных серых риффаков. Сколько раз я ни пытался этот альбом переслушивать, но каждый раз ближе к концу он начинал мне наскучивать. Чего-то я здесь в упор не выкупаю.

Лучший трек с данного релиза

Следующий полноформат записывается в том же составе, но только на этот раз без живых ударных - программирование драм-машины тоже взял на себя Шатрауг (на самом деле этот альбом был записан примерно одновременно с предыдущим, а выпущен позже, но это не так важно). Работа "Ääniä Yössä" 2006 года издания имеет общую продолжительность 43 минуты и состоит из четырёх треков (последний из них длится 21 минуту), в которых Шатрауг и Корвус почти полностью переходят на территорию DSBM, и по-моему это самый удачный ход в рамках дискографии Horna.

Это стилистическое решение очень удачно коррелирует с главным концептом релиза, лирика которого повествует о знаменитой Чёрной Смерти - одной из крупнейших эпидемий чумы в истории, уничтожившей значительную часть населения Европы в середине XIV века.

Отсюда и полчище крыс на обложке. А что символизирует женская фигура догадаться несложно
Отсюда и полчище крыс на обложке. А что символизирует женская фигура догадаться несложно

И раскрывается этот концепт посредством самого мрачного, монотонно-угнетающего и тягучего материала в дискографии группы. В полный рост раскрылся и талант Корвуса - такой музыке его истошный шрайк по всем канонам дс-блэка пришёлся как нельзя в тему, сгустив крайне угрюмую и тоскливую атмосферу отчаяния, страдания и разложения. Технически весьма простой и монолитный, но эмоционально очень сильный альбом.

-10

Чего у Хорны не отнять, так это стилистической вариативности и метаний из стороны в сторону в этом плане. Внезапно их следующий альбом, озаглавленный "Sotahuuto", получился полной противоположностью предыдущему, насколько это возможно в рамках блэк-метала - от мрачнейшего ДСБМа Корвус и Шатрауг снова при сессионном участии Лорда Саркофагиана переходят к скоростному и бодрейшему чуть ли ни блэкотрэшу с сильным вайбом первой волны блэка.

-11

Что неудивительно - альбом является трибьютом незадолго до того почившему Куортону. И оммаж ему делается не только в плане общего стиля - местами здесь конкретно переигрываются некоторые риффы из известных треков с ранних альбомов Bathory. Интересный спин-офф в дискографии Хорны, но всё-таки я воспринимаю это больше как эксперимент, чем как полноценный номерной альбом.

Здесь цитируется знаменитый рифф Bathory, который позже встречался также у Root и Burzum

К записи следующего лонгплея в 2008 году группа подходит уже в полноценном составе, расширенном до пяти музыкантов. Тогда же постоянным участником становится басист Инфекшн, который до сих пор числится в группе, только на позиции второго гитариста. Последний альбом с участием Корвуса, названный "Sanojesi Äärelle", действительно выглядит как некая итоговая работа хотя бы даже в плане масштаба - здесь композиторская мысль развернулась почти на полтора часа хронометража. 

-12

Весь этот материал разместился на двух дисках, между которыми есть некоторые отличия. Первый диск состоит из десяти треков общей продолжительностью 45 минут, на второй же попало четыре трека, что в сумме длятся почти 40 минут. Такой своеобразный тайминг объясняется тем, что материал плавно меняется по ходу пьесы. Начинается альбом весьма неплохо, но довольно стандартно, в духе такой типичной Хорны, однако ближе ко второму диску становится всё круче и круче, а последние четыре номера так и вовсе великолепны от и до.

-13

Во второй половине релиза в избытке представлена та самая характерная финская мелодика - холодная и колкая, но эмоциональная и напористая, а в данном случае ещё с каким-то трагически-помпезным размахом и эпическим вайбом, хронометраж треков же объясняется тем, что ещё и исполняется это в эдакой репетативной манере, чтобы можно было сполна насладиться прекрасным цепляющим риффворком.

Закрывающий трек с релиза

Органичным дополнением к сонграйтингу служит сыроватый, хлёсткий и резкий звук и снова очень попадающий в настроение пронзительный вокал Корвуса. Даже несмотря на долгую и не самую выдающуюся раскачку, я бы назвал эту работу одной из лучших в карьеры команды, а то и вообще в современной финке. На такой прекрасной ноте кончается очередной этап творчества Horna.

Спеллгот

Шатрауг в нынешний период
Шатрауг в нынешний период

Третий же этап полноценно откроется через пять лет, после череды мелких релизов и обновлений состава. Альбом "Askel lähempänä Saatanaa" 2013 года был записан при участии нового постоянного вокалиста под ником Спеллгот. С ним на данный момент вышло три полноформатника, и тут прошу меня простить, но на мой взгляд пиком композиторского мастерства и стиля группы был всё-таки релиз 2008 года, потому что для меня все три альбома со Спеллготом звучат примерно одинаково.

-15

А именно так, как будто у Шатрауга вместо вдохновения и новых идей остался лишь голый профессионализм и скилл. Хоть убейте, но поздняя Хорна для меня - безупречно качественно сыгранный, но бездушный и подприлизанный современный блэк. Притом, что Спеллгот - действительно крутой умелый вокалист и вообще колоритный харизматичный дядя, который наверняка отлично смотрится на сцене, но это не спасает скучный и ровный сонграйтинг, вообще лишённый каких-либо запоминающихся моментов, а о наличии каких-то фирменных финских фич и речи не идёт.

Собственно, Спеллгот
Собственно, Спеллгот

Возможно, это странная необоснованная ассоциация, но мне нынешняя Хорна напоминает скорее современный шведский блэк в далеко не лучших его проявлениях. И если выбирать какой-то один альбом из этого периода для ознакомления, то всё-таки пусть это будет релиз 2013 года - там что инструментал, что вокал как будто специально пытаются впечатлить максимальной вариабельностью, профессионализмом и разнообразием, однако это всё равно не спасает меня от ощущения полнейшей пресности.

Пример вокальных скиллов Спеллгота

-17

В любом случае, пожелаем культовой группе Horna новых свершений и долгих лет творчества, а мы двигаем дальше, к другим заметным представителям финки.

Обязательно к прослушиванию:

Ääniä Yössä (2006), Sanojesi Äärelle (2008)

Дополнительно:

Sudentaival (2001), Askel lähempänä Saatanaa (2013)