Найти тему

Факторы роста рынка грузовых автоперевозок 2023

Какие факторы могут повлиять на рост оборота? Резалт прогнозирует, что рынок автоперевозок в РФ вырастет, несмотря на санкционное давление и может дойти до 3 трлн. руб. к 2030 году. Однако чтобы избежать риска, необходимо снизить риски, один из рисков ограниченный выбор техники и ее дефицит.

Рынок грузовых автоперевозок к 2030 году вырастит, более чем на 30% по сравнению 2022ым годом 2,2 трлн. руб.

При этом, несмотря на санкции Запада в отношении РФ за проведение СВО, рынок грузовых автоперевозок вырос почти на 6% (при этом в физическом выражении рост был лишь на 0,3%), до 5,5 млрд. т. За 2022 год на автомобильные грузоперевозки приходилось до 70% всего объема грузов. При этом сегмент с полной загрузкой машин (Full Truck Load, FTL)  вырос на 5 % до 1,9 трлн. руб., сегмент перевозка сборных грузов (Less than Truck Load, LTL) – вырос на 11% до 270 млрд. руб.

Основные факторы роста

Рассмотрим основные причины развития рынка автоперевозок:

Общероссийские факторы

1. Поломаны логистические цепочки

Санкции сломали все ранее выстроенные логистические цепочки, рынок Европы для российских производителей закрылся.

2. Доставка из EC

Автодоставка с ЕС выросла в разы. Сложности с рефрижераторами и доставкой лекарств и продуктов питания.

3. Параллельный импорт

Налажен параллельный импорт в т. ч. техники и запчастей.

4. Рост электронной коммерции и ретейла

Рост электронной коммерции и ретейла ожидается более 10% в год до 2030 года. При этом ближайшие два года рост может быть до 15%. Торговые сети будут уходить глубже в регионы.

5. Инфляция

Инфляция на 2023 год прогнозируется в размере 5-7%, а в 2022 составила 11,9%

Железная дорога

1. На восток

Направление на восток нашей страны, встраивание новых деловых связей и усиление старых связей с восточными странами, привило к увеличению товарооборота, при этом цепочки только выстраиваются и объем грузопотока растет каждый месяц. За прошлый год объем перевозок по железной дороге на восток превысил объемы, идущие на запад.

2. Загруженность Транссиб, БАМ

Восточный полигон Транссиба, БАМа в 2022 году был перегружен, потребность превышала 100 млн. тонн.

3. Рост стоимости перевозки на ж/д

Как следствие рост стоимости грузоперевозок на 30% за 2022 год

4. Переток грузопотока на автотранспорт

Из за роста стоимости ж/д грузопоток стал перетекать на автотранспорт.

5. Увеличение транспортного плеча

Так же большим плюсом для автомобильных перевозок становиться увеличение транспортного плеча.

-2

Внутриотраслевые факторы

1. Увеличено допущение весового контроля

Изменились условия весогабаритного контроля, если раньше нужно было получать разрешение при отклонении на 2% от заводских установок, то сейчас порог увеличен до 10%.

2. Тарифы на Платон

Тарифы на «Платно» решено не повышать.

3. Тарифы на платные дороги

Временно снижены тарифы на проезд по платным дорогам.

4. Дефицит запчастей

Рост себестоимости грузоперевозок из-за дефицита запчастей

5. Стоимость новых грузовиков

Рост стоимости новых грузовых авто на 9% в 3ем квартале по отношению к 1ому.

6. Стоимость подержанных грузовиков

Рост стоимости подержанных авто на 23%.

7. Отложенный спрос на грузовики

Накоплен отложенный спрос с 2020 года, парк авто износится и требует замены но в связи со всеми событиями, неопределенностью и дефицитом техники компании откладывают обновление парка.

8. Китайские производители

Китайские производители укрепляют свои позиции на рынке, автоперевозчики начали переориентироваться на них.

9. Выход из тени

Бизнес выходит из тени, с 2024 года вводятся электронные транспортные накладные, в итоге практически весь рынок «обелиться». Что приведет к увеличению сборов НДС и НДФЛ и удорожанию перевозок.

10. Цифровизация грузоперевозок

Параллельно с экономическими процессами, идет цифровизация бизнеса FTL-перевозок, цифровизация городских перевозок крупными компаниями уже завершена, теперь очередь междугородних перевозок.

11. Цены на топливо

Сдерживается рост цен на топливо. В 2019 запущен демпфирующий механизм по возмещению нефтяным компаниям не дополученных доходов.

Как обеспечить рост грузоперевозок

  • Транспортные средства должны своевременно обновляться и работать.
  • Не должно произойти конфликта на границе с сопредельными государствами.
  • Должны быть Приемлемые условия лизинга. Некоторые лизинговые компании стали выставлять завышенные требования.
  • Нужно повышать эффективность работы автотранспорта: обеспечить загрузку в выходные дни, сократить простои и минимизировать порожние пробеги.
  • Найти поставщика запчастей работающего по схеме параллельный импорт.
  • Настроить работу с ритейлом и электронными магазинами.
  • Детально проработать маршруты на восток, просчитать всю экономику.
  • Сформировать запасы дефицитных часто расходуемых запчастей, рассчитать точку заказа.
  • Унифицировать парк автомобилей.
  • Изучить программы льготного финансирования.
  • Разработать стратегию развития, если уже есть регулярно проводить стратегические сессии для обновления и корректировки в соответствии с меняющимися условиями.
  • Разработать стратегию цифровизации грузоперевозок.

Разработка  Стратегии компании  Стратегия определяет путь достижения самых амбициозных целей. Разработка стратегии это комплекс мероприятий с участием сотрудников вашей компании. Подробнее

Риски автотранспортных компаний

Есть риски снижения экономического роста и снижения объемов производства в отдельных отраслях экономики. Необходимо развивать внутреннюю логистическую инфраструктуру мультимодальные перевозки для стыковки с другими видами транспорта. Ограниченность транспортной инфраструктуры в части гибкости может тормозить рост рынка. Дополнительные факторы риска включают в себя повышение цены топлива и рост дефицита квалифицированных водителей, а также рост стоимости запасных частей.

Алексей Александрович Распопин

Эксперт, бизнесмен, Директор Консалтинговой группы "Резалт" практический опыт более 20 лет в ролях фин. директора холдинга, директора по развитию федеральной сети, 15 лет в консалтинге