Найти тему
Славные истории

О детских садах в Турции: особенности, какие есть проблемы, как вообще воспитывают дошкольников в ТР.

Оглавление

В привычной нам «системе координат», детский сад – обычное явление. Учреждения дошкольного образования распространены у нас на Родине, их посещает большинство российских, например, ребятишек. А в моём детстве, так вообще, всех поголовно малышей в возрасте от 1,5 до 7 лет водили в ясли, потом в детские сады. Уверена, в подробностях рассказывать не надо, дети пребывали в садах почти целый день, пока родители работали. Большинство из нас, если не все, прошли через этот необходимый этап взросления.

Сейчас больше неработающих мам, но в садики детей по-прежнему охотно определяют: там режим, программа, музыка и физзарядка, педагоги дошкольного воспитания, утренники и т.п.; во многих детских учреждениях при наличии квалифицированных кадров и условий есть бесплатные, включённые в программу занятия у логопеда, иностранный язык, лепка, даже плавание… Кажется, что это должное быть, неотъемлемая часть жизни…

А в Турции совсем не так: детских садов здесь мало, они небольшие, централизованной, рекомендованной программы нет.

Если, примерно, 90% российских детей до 5 лет посещают детские сады, то в Турции, с точностью до наоборот, лишь 10% в детстве ходят в «креш», «юва», «гюндюз бакым еви», «ана окул» и т.п., на понятном нам языке, в детский сад. (Видите, даже единого названия для детских дошкольных заведений в Турции не наблюдается).

Конечно, традиционный уклад восточной семьи – это, когда муж содержит домочадцев, жена ведёт хозяйство, ухаживает за детьми. Воспитание малыши получают домашнее, растут под присмотром родственниц (мамы, тетушек, старших сестёр, реже - бабушки…), наблюдая за окружающим бытом. Иногда можно встретить ребят дошкольного возраста, играющими рядом с магазинчиком, который держит его семья и где работают его родные. Так и растут, с малых лет непроизвольно приучаясь к национальной культуре… Сельские ребятишки часто участвуют в фермерской деятельности взрослых, посильно помогая или просто находясь рядом, так, с молоком матери, как говорится, впитывая поведенческие и трудовые привычки.

Нет, не подумайте, тут нет эксплуатации детского труда, просто ребёнок растёт рядом со взрослыми, играя, наблюдая то, что делают близкие люди.

Турция в ряду других восточных стран выделяется своей европеизированностью. Многие женщины в стране работают, есть и матери – одиночки, и разведённые женщины с детьми. Поскольку по турецкому Гражданскому кодексу, при разводах приоритет в том, с кем останутся наследники, принадлежит отцу, то и отцов-одиночек в Турции достаточное количество. В таких случаях чаще всего дети до школы находятся на попечении старшего поколения семьи. Люди побогаче нанимают нянь, чтобы и помощь в воспитании малышей была, и дети на глазах росли.

В турецком Измире весной 2023г. можно найти няню, чтобы присматривала за ребёнком с 8 до 17:00, за 5000 лир/месяц пятидневных рабочих недель (22000 руб., 255$). В курортной Алании няня с таким же рабочим графиком обойдётся уже в 8500 tl (34000 руб., 430 $).

В Турции есть особенность, которая исходит из национальной и личностной психологии, гендерного распределения ролей и глубинного сознания. Даже если у семьи не просто хороший доход, а люди богатые, они даже не подумают отдавать свою кровиночку с малых лет к чужим «тётям» (какие бы образованные они там ни были) в непривычные, не весть откуда взявшиеся детские сады; дома, так они считают, ребёнку лучше и безопасней. И никто не присмотрит, не поухаживает, не приласкает ребёнка так, как хорошая мама. И в этом они, конечно, правы. Папы-турки обычно добры к детям, нежно относятся к младшему поколению, даже немного помогают с воспитанием… Турецкие дети чаще всего послушные, спокойные, добрые, но иногда избалованные, этакие маленькие барчата… Но в любом случае спрос с семьи. Как воспитаешь, с таким чадом и уживаться в одном доме в будущем.

Самый главный факт: традиции поголовно с малых лет отдавать детей в образовательные заведения в Турции никогда не было и сейчас эта практика не так популярна.

Но всё же детские сады в Турции есть.

Особенности их, в отличие от садов на постсоветском пространстве, такие.

Во-первых, детских садов не так много, в некоторых населённых пунктах (и даже в городах) их вообще нет.

Ранжировка прослеживается: чем больше возможностей у людей работать, тем больше садов в округе. И связано это не только с тем, что мама, папы заняты, деньги зарабатывают, пенсионный стаж пополняют, но и с тем, что турки часто в поисках достойной работы переезжают из родных мест, а значит, родственники, которые могли бы помочь в уходе за ребёнком, остаются далеко. Тогда выход – определить дошкольника под присмотр воспитателей в детсад. В городах на северо-западе страны, в курортных регионах не только больше работающих мам, но и, по сравнению с сельской местностью и восточными провинциями, более великий процент разводов. А значит, и потребность в садах есть, и средства на их оплату находятся (о цене вопроса читайте ниже).

Во-вторых, даже здание детского сада отличается от привычного нам, допустим, российского.

Часто турецкий детский сад располагается на цокольном этаже жилого здания.

Частный детский сад расположен на цокольном этаже здания, выше- жилые квартиры.
Частный детский сад расположен на цокольном этаже здания, выше- жилые квартиры.
Здесь турецкий детсад занимает половину здания, в другой части- жилые квартиры и... ресторан🤔😅
Здесь турецкий детсад занимает половину здания, в другой части- жилые квартиры и... ресторан🤔😅

Даже, если дошкольное образовательное заведение занимает отдельное здание, то оно не такое большое, как просторные детские сады у нас на Родине; детсадовская площадка для игр на свежем воздухе обычно маленькая, да и само здание запрятано во дворах спального района (там аренда подешевле, чем на центральных улицах).

Вот и весь детсад. Если бы не вывеска с эмблемой Министерства образования ТР, то не отличить от обычного особняка или небольшого дома с квартирами. Даже игровая площадка на территории не показательна, ведь во дворах жилых домов тоже часто имеются небольшие детские парки с качелями, беседками...
Вот и весь детсад. Если бы не вывеска с эмблемой Министерства образования ТР, то не отличить от обычного особняка или небольшого дома с квартирами. Даже игровая площадка на территории не показательна, ведь во дворах жилых домов тоже часто имеются небольшие детские парки с качелями, беседками...

В-третьих, частных садов в Турции больше, чем государственных.

Притом, бесплатного нет ничего.

В-четвёртых, и следовательно, детский сад для ребёнка в Турции «влетает в копеечку»:

на сегодняшний момент (весна 2023 г.) за месяц 5-тидневных «учебных» недель родители должны внести от 750 tl (3300 р., 40$) до 10000 tl (42000 р., 520 $)

Хотя верхний порог – это не предел, не исключено, что и дороже есть.

В государственных учебных заведениях (нижний порог прайса) оплата меньше, но и часы пребывания ребёнка в саду короче, и набор образовательных услуг скуднее.

В-пятых, нет единой программы, общего стандарта для дошкольных детских образовательных учреждений.

Многие выступают просто как «бакым эви» - если более или менее дословно перевести, то «дом, где за ребёнком присмотрят» (то есть о каких-то развивающих занятиях речи не идёт). Здесь и оплата обычно поменьше. В дорогих детских садах «нет предела совершенству». Администрация приглашает педагогов дополнительного воспитания: хореографов, тренеров, учителей иностранных языков, актёрского мастерства и т.д..

В-шестых, оплата за детский сад не ограничивается вышеозначенными суммами.

Обязательно либо сдаются дополнительные деньги на уже подготовленные садом комплекты канцелярских принадлежностей и материалов для рукоделия, либо идут со списком в соответствующие отделы, магазины (часто рекомендованные учебным заведением), покупают необходимое (часто заявленных марок, а не что попало) и приносят огромные пакеты в детсад. Кроме того, костюмы для разных мероприятий, выезды за пределы сада на экскурсии, спектакли и т.п. также не входят в стоимость пребывания ребёнка в учебном заведении. Экстра оплаты увеличивают ценник обучения на 10-20% в год.

В-седьмых, поскольку детских садов немного и подходящая (на взгляд родителей) программа не везде, то часто детей приходится не водить, а возить в детсад.

У школ есть специальные ученический транспорт, который тоже оплачивается отдельно от основного прейскуранта за детсад.

В-восьмых, отсутствие режима.

Почти ни в одном турецком детском саду нет «тихого часа». В большинстве детских садов нет изолированных спальных комнат и специальных спальных мест.

Так что работающие люди как-то ищут компромиссы: либо няня дома, либо нарушение режима ребёнка в саду, либо соглашаются на то, чтобы ребёнок, где упал от усталости, там и уснул (на диванчике в игровой, на мате в спорт.комнате и т.п.), либо же оплачивают дорогой садик с кроватками, но и с пропуском занятий, когда не обходящийся без дневного сна ребёнок смотрит сны, а его одногруппники продолжают заниматься, ведь всеобщий "тихий час" не предусмотрен.

Государственные детские сады работают вообще полдня (обычно по сменам: часть групп ходит до обеда, часть – после). Тоже неудобно для занятых родителей, когда ребенок в саду всего 4-4,5 часа.

Уже этих перечисленных особенностей хватит, чтобы многие сказали: «Зачем этот сад вообще нужен!?» - и оставили ребёнка дома до школы (часто с телефоном в руках, бесконечными мультяшками по телевизору, прогулками в ближайшем к дому парке, изобилием на столе и возможностью поспать в удобной кроватке, когда сон сморит).

В общем, не так много турок отдают детей в сады по причинам:

- отсутствия детсада в месте проживания;

- недостаточной фин. обеспеченности семьи (МРОТ в ТР на данный момент составляет 8500 лир, при стоимости сада в среднем 4000 лир и выросших ценах на другие статьи семейных нужд, даже при большом желании или необходимости, людям детское дошкольное образовательное заведение не по карману);

- приверженности к традиционным взглядам с гендерным распределением ролей в семье;

- недоверия детским садам

Поскольку эту тему ещё не затрагивала, приведу несколько примеров. Допустим, резонансными стали сообщения по телевидению, когда обнародовали странную и, не исключено, опасную ситуацию, когда родители утром приводили ребяток в группы, а малышей в дневное время «грузили» в сервисные микроавтобусы и увозили на несколько часов, неизвестно куда! Конечно, когда мамы, папы об этом узнали, разразился скандал… Не мониторила до конца, чем закончилось расследование правонарушения, но такие случаи явно доверия к частным образовательным учреждениям не добавляют. Кроме того, изредка, но всё же появляются вести, как воспитательница бьёт детей, крайне грубо обращается и разговаривает с малышами, когда родителей нет рядом. Такие случаи редки, крайне порицаются и обществом, и государством. Но ласковым, любящим турецким родителям (таких много) это вообще дико, когда на ребёнка даже голос повышают. Так что от греха подальше – держат до школы детей при себе, здоровее будут.

Хотя, справедливости ради, надо сказать, что отношение к малышам в турецких садах подобающее: доброе, дружелюбное.

- большинство турецких детсадов принимают воспитанников, начиная с 3-х лет, только редкие- с полутора;

- люди передумывают устраивать ребёнка в садик из-за недостаточной квалификации пед.персонала (когда, например, не смогли правильно «обработать» нежелание ребёнка расставаться с мамой).

Нередки случаи, когда привязанный к маме малыш, плачет, отказывается участвовать в играх, не ест в саду... Хотя в большинстве случаев грамотные и чуткие воспитатели обычно с этой проблемой справляются.

Но всё-таки один из главных принципов турецких детсадов- добровольность: если родители или ребёнок очень против посещения дошкольного учреждения, то никто не будет настаивать: "Ты должен ходить. Вы должны отдать сына (дочь) в сад." Особо уговаривать тоже не будут, ведь желающие и имеющие возможность с удовольствием посещать группы есть всегда.

- неподходящего режима (допустим, ребёнок обязательно спит днём, не может без сна, а обязательного времени для «тихого часа» не предусмотрено).

Тогда родители часто думают: отдать ребёнка, чтоб он проспал «на коврике под дверью» все занятия? А за что же деньги платить? Лучше пусть дома с бабушкой сидит и спит себе в своей чистой кроватке. Если родственников, согласных присматривать за ребёнком работающих родителей нет, то ищут другие компромиссы, куда определить дошкольника;

- болезненности ребёнка (как известно, в группах детей всегда быстрее распространяются инфекции и вирусы, поэтому дети вообще чаще болеют, а ребятишки со слабой имунной системой – и подавно. Учитывая, что деньги за непосещённые дни (даже по справке от врача) не возвращаются, родители передумывают оплачивать ненужную услугу и «не продлевают абонемент»);

- дома родители сами могут обеспечить и добрую атмосферу, и развивающие занятия для ребёнка.

(Допустим, неработающая, имеющая образование мама сама занимается ребёнком, организует встречи с подругами и детьми того же возраста, водит на игровые площадки, вместе считают, поют песенки, читают книжки, собирают лего и т.п.) Многие турецкие мамы понимают, чем старше становится ребёнок, тем больше отдаляется от родителей, появляются друзья, турецкая школа занимает детей на 8 часов. И такие ценные годы, когда ребёнок может быть «только мамин» не хотят уступать никаким школам раннего развития.

Турецкое общество такой подход поощряет. И РЕБЁНОК, ОТПРАВИВШИСЬ В ШКОЛУ, КОГДА ВРЕМЯ ПОДОЙДЁТ, ЧАЩЕ ВСЕГО НЕ ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ «БЕЛОЙ ВОРОНОЙ»: ВСЕ ходили в детсад, а я даже не знаю, что это такое.

Потому что большинство турецких детей детские сады не посещают, получая домашнее воспитание.

Но всё же турки отдают детей в дошкольные образовательные заведения.

Да, спрос рождает предложение, детские сады в Турции есть.

Из наблюдений, могу сказать, кто отдаёт в детсад детей.

  • Отдают в детские сады малышей семьи, где работают оба родителя (и хорошо зарабатывают при этом).
Между прочим, люди, ведущие какой-либо бизнес, могут рассчитывать на расширение клиентской базы при определении наследника в детское учреждение. Например, человек, держащий кафе, при хороших отношениях с руководством учебного заведения, часто получает заявку на проведение в его заведении садиковских мероприятий: выпускных вечеров, бранчей родительниц на День мамы и т.п.. Кроме того, расширяется круг знакомств: есть вероятность наладить дружеско-деловые связи с неплохим адвокатом, врачом..., которые водят детей в тот же сад.
  • В определении наследника в детсад находят решение проблемы родители, кто сам не может организовать правильное время распределение своего ребёнка, которым дитё мешает вести сибаритский образ жизни.
Нет, это не маргиналы, а скорее «золотая молодёжь»: допустим, вечерами ходят по клубам, засиживаются в ресторанах, днём кто отсыпается при таком образе жизни, кто-то хочет пройтись по салонам красоты или бутикам… Ребёнка обычно любят, но заниматься с ним, играть терпения не хватает, вот и сплавляют в сад (желательно, подороже).
  • Внимательные мама и папа могут определить дошкольника в сад для коррекции поведения.
Бывают такие случаи, когда сознательные родители видят, что наследник не слушается, капризничает, обижает детей во дворе, понимают, что это неправильно, сами не в силах «разрулить ситуацию»- это тоже может стать главной причиной направить ребёнка к специалистам по работе с детьми, а куда ж первым делом, как ни в детсад?
  • Ратуют за детские сады (желательно, с хорошим набором учебных предметов) родители, озабоченные ранним развитием ребёнка: те, кто хочет, чтобы ребёнок получал соответствующее возрасту обучение под руководством опытных специалистов по работе с дошкольниками, чтобы постепенно готовился к школьной жизни.
  • Есть ещё весомая группа среди отдающих детей в детсад – это многодетные мамы.
Ну, когда достаток у семьи неплохой, появился младенец, есть ещё 3-хлетний братик, например, тогда старшего погодку определяют в детское учреждение, чтобы маме было полегче.Чаще же в таких случаях приглашают няню – это тоже помощь хозяйке дома и дети на глазах растут. Кроме того, многие турецкие малыши так привязаны к мамам, что иногда не желают оставаться в саду.

Часто эти причины выступают в совокупности.

Допустим, у мамы проблемы со здоровьем или, допустим, женщина беременна – ей надо часто посещать врача, папа трудится ведущим менеджером в отеле, в «высокий сезон» приходится задерживаться допоздна на рабочем месте, днём отсыпается, бабушка со стороны мамы далеко, 60-летняя🤔😊 бабушка со стороны папы говорит: «Я старенькая. За ребёнком не усмотрю». Тогда родители решают, что неплохая идея – отправить ребёнка в детсад. Модное что-то и английский учить сызмальства начнёт, глядишь, будет, как папа, в туристической индустрии работать, а то и «пойдёт выше». Как-то, в частности, так.

Вот она, разница!

В России и нек. др. странах, откуда родом читатели моего канала, у людей обычно должна быть веская причина, чтобы не отдавать в садик ребёнка. В Турции же, наоборот, в сад определяют не потому, что это важный этап обучения ребёнка социальным нормам, необходимый опыт общения и взросления, а должна быть убедительная причина, чтобы семья согласилась на детсад.

Например, у мамы: «Я работаю», «Я болею» и нек. др.. Но даже если есть острая необходимость или желание определить ребёнка в детсад, а денег в семье не хватает, придётся забыть о дошкольном образовании в стенах частного учебного заведения. В Турции так.

Детские сады в Турции не пустуют.

Желающие воспользоваться услугами находятся в достаточном количестве. Последнее время большую часть воспитанников турецких садов составляют иностранцы. Притом, детей приезжих из России, Украины, Белоруссии… Почему:

- в нашей психологии ребёнка чуть ли не положено отдавать в сад;

- иностранцы часто работают и зарабатывая в валюте, легко оплачивают детсадовские счета, которые для получающих зарплаты в лирах простых турок часто выглядят заоблачно большими;

- у экспатов и релокантов поблизости нет родственников и друзей, способных помочь присмотреть за ребёнком, пока родители заняты делами;

- многие иностранцы хотят, чтобы ребёнок адаптировался к стране, выучил язык: детсад с внимательными воспитателями в помощь.

В общем, ситуация с детскими садами в Турции такая, как детально описано в статье.

То, что традиции отдавать всех детей в сады в ТР нет, это не хорошо и не плохо, это данность. Здесь просто другое отношение к тому, как и с кем должно проходить раннее детство малышей.

Поскольку мои дети побывали и в частных турецких дошкольных учебных заведениях, и в государственных, пишу не понаслышке, а исходя из личного опыта.

Информация, конечно, страноведчески интересная. А для тех людей, которые планируют переезд в Турцию, это ещё и вопрос для осмысливания и принятия решения: как организовывать быт детей здесь, если с детскими садами в ТР не так уж всё однозначно просто.

-4