Карлос Норенья, профессор истории в Калифорнийском университете Бёркли, пишет в журнале Aeon о различном понимании практики благотворительности в Античности и в современном мире:
«Практика финансирования общественных нужд и гражданской благотворительности в античном Средиземноморье называлась “эвергетизм” (euergetism), неологизм, заимствованный из древнегреческого языка, чье значение буквально переводится, как “совершение благих дел”. В Римской Империи эвергетизм на практике подразумевалперемещение богатства из частной в публичную сферу.
<…> Благотворительность высшего порядка заключалась в приведении в порядок ветхих общественных строений, обновление инфраструктуры и организация практики постоянных взносов. Самыми дорогостоящими проектами благоустройства являлись большие общественные здания – величавые памятники, которые туристы могут увидеть и в наше время: храмы, театры и амфитеатры, библиотеки, общественные бани, колоннады и базилики. Финансирование этих проектов осуществлялось из кармана местных элит. Данные строения сохранились до наших дней в различных, но узнаваемых формах от Рима и ослепительных мегаполисов Востока до маленьких городов в Северной Африке, Испании и Галлии.
<…> Когда Поль Мари Вен (французский археолог) досконально проанализировал феномен эвергетизма, сравнив его не с современной практикой благотворительных взносов, но скорее с церемонией потлач, распространенной среди аборигенов региона тихоокеанского северо-запада, он подверг сомнению многие наши предположения насчёт значения эвергетизма. Гражданская благотворительность Античности имела своей целью не отдельно взятого человека, а целое общество, чем кардинально отличалась от христианской благотворительности. Местным элитам не нужно было выставлять своё богатство на показ, чтобы утвердить определенный социальный статус. Это исключает любую равнозначность понятий эвергетизма и “демонстративного потребления”. Вен решительно утверждал, что переход богатства из частного сектора в публичный не был похож ни на стандартное перераспределение богатства, ни на форму деполитизации – что сейчас большинство людей понимают через фразу “хлеб и зрелища”».