Её называли русской Софи Лорен.
Если про имя самой популярной советской модели можно спорить, то с самой загадочной все очевидно — Регина Збарская здесь вне конкуренции. Жизнь этой манекенщицы окутана таким количеством тайн, что достойна экранизации. В 2014 году попытка упаковать невероятную историю Збарской в сериал состоялась, но создатели картины «Красная королева» зачем-то решили добавить к и без того яркому сюжету слишком большое количество откровенно вымышленных эпизодов. Сценарий они не усилили, зато за «Красной королевой» закрепился статус псевдобиографической драмы.
Кем же на самом деле была Збарская и почему ушла из жизни в 57 лет? Sport24 пробует разобраться.
Дочь обычных служащих или погибших циркачей?
Загадки начинаются уже в детстве будущей модели. Официальная версия звучит так: Регина родилась 1935 году в Вологде, в семье служащих Николая и Дарьи Колесниковых. Несмотря на то, что первые годы жизни девочки выпали на военное время, особых испытаний ей удалось избежать — северный город находился в глубоком тылу, отсюда и отсутствие каких-то запредельных лишений. К моменту, когда Регине предстояло поступать в вуз, ее родители развелись, в Москву девушка приехала с отцом.
«Отец Регины во времена нашей юности был жив-здоров, хорош собой, делал успешную карьеру, был высоким чиновником, не помню уже, в каком ведомстве служил, и прилично зарабатывал. Когда его перевели в Москву, сразу дали большую квартиру в хорошем доме неподалеку от МГУ», — рассказывала коллега Колесниковой-Збарской Валентина Филина.
Никаких вопросов этот пункт биографии будущей звезды подиумов не вызывал бы, если бы сама Регина не попыталась его позже переписать. Получив всесоюзную известность, она стала направо и налево рассказывать, что ее родители были цирковыми артистами, погибли во время исполнения трюков, а сама она выросла в детдоме. Зачем? Вопрос навсегда останется риторическим.
Неудавшаяся актриса
В модельный бизнес Регина Колесникова попала несколько замысловатым путем. Возможно, для студенток ВГИК это и было относительно обычной практикой, но только если речь идет о девушках с актерского факультета. Вологжанка же поступила на экономический, впрочем, мечта стать кинодивой у нее тоже была. Чтобы реализовать ее, Регина раз за разом штурмовала кинопробы, пока не получила роль в музыкальной комедии «Матрос с «Кометы», рассказывающей о фестивале молодежи и студентов 1957 года. Колесникова воплотила на экране образ итальянской певицы Сильванны и, возможно, в тот момент поняла, что большая актерская карьера ей не светит. Кинопробы она посещать продолжала, но скорее по инерции, теперь ее больше интересовали различные тусовки киношников.
Ставка сработала — на одной из таких вечеринок Регину приметила настоящая легенда модельного бизнеса Вера Аралова. Во избежание лишних вопросов ее нередко представляют так: «Она показывала свои коллекции в Париже задолго до Зайцева и тем более Юдашкина». Аралова мгновенно оценила редкую красоту Колесниковой, ее фигуру и рост, а спустя некоторое время выяснилось, что Регина идеально двигается по подиуму и умело принимает нужные фотографом позы. Ее будущее было предрешено.
«Самое красивое оружие Кремля»
Колесникова начала работать в Доме модели, регулярно выезжать за рубеж — не только в социалистические страны, но и в капиталистические. Для лучших советских моделей это считалось делом вполне обычным, та же Мила Романовская покидала пределы СССР даже чаще. Но именно вокруг Регины ходили многочисленные слухи о ее работе на КГБ, а на Западе ее то ли в шутку, то ли всерьез называли «самым красивым оружием Кремля». В чем же дело?
Коллеги регулярно подмечали что-то необычное в поведении Колесниковой, отсюда и рождались многочисленные конспирологические теории, суть которых сводилась к одному — с начала 60-х Регина работала на органы госбезопасности.
«В поведении Регины были странности, которые при желании можно объяснить особой выучкой и принадлежностью к спецслужбам. Например, мы не знали никаких подробностей о прошлом Регины. Вроде бы из простой семьи, выросла в провинции, а вела себя как девушка из общества с изысканным вкусом и манерами», — вспоминала советский редактор-модельер Айя Семынина.
Что еще смущало модельный мир в поведении Колесниковой-Збарской? Идеальное знание английского и французского языков, постоянные обновки из коллекций иностранных модельеров, эксклюзивное разрешение свободно гулять по европейским городам во время командировок. Конечно, были и те, кто подозревал Регину в мифологии, но они находились в явном меньшинстве.
Свадьба, измены, депрессия
Эта глава биографии русской Софи Лорен не могла обойтись без сотен слухов — в разное время ее называли невестой, возлюбленной или любовницей едва ли не всех знаменитых мужчин Советского Союза. Если же опираться на факты, то Регина была замужем всего лишь один раз — за художником Феликсом-Львом Збарским — сыном директора лаборатории при мавзолее Ленина Бориса Збарского.
Роман получился бурным, но быстро скатился в бесконечные негативные истории. Регина сделала аборт (то ли по собственному желанию, то ли по требованию супруга, у которого уже был ребенок от других отношений), подсела на антидепрессанты, Феликс-Лев тем временем увлекся актрисами — сперва Марианной Вертинской, затем Людмилой Максаковой. Вскоре Збарский эмигрировал, а Регина впервые загремела в психиатрическую больницу.
Компромат, надежда, трагичный финал
Но даже не неудачный брак стал началом конца в жизни советской модели. Окончательно ее надломила опубликованная в Германии книга анонимного сочинения «Сто ночей с Региной Збарской», которую приписывают некоему журналисту из Югославии. Автор представился любовником Регины, рассказал о ее сексуальных пристрастиях и связях с КГБ, а еще уличил в критике советской власти. Разбираться в достоверности изложенных фактов никто не планировал, Збарскую накрыла очередная депрессия, она совершила то ли одну, то ли несколько попыток самоубийства.
Манекенщица снова оказалась в психлечебнице, ее окончательно списали, но тут на помощь пришел Вячеслав Зайцев. Он вернул 45-летнюю Регину в модельный бизнес, порою она даже появлялась на подиуме — Зайцев сшил специально для нее пальто трапециевидного силуэта — черное, с бежевым воротником и подбортом.
«Регина Збарская была не просто потрясающей красавицей, но и умницей. У нее трагическая судьба. Но я ее всегда обожал. Взял в Дом моды «типовой фигурой» — манекенщицей, на которой делали примерки. Работала она и просто уборщицей. Я ее всячески поддерживал до последнего», — рассказывал модельер.
Збарская ушла из жизни в ноябре 1987 года, по официальной версии — в психиатрической больнице, где она совершила суицид. Ее поступок связывали с оглашением приговора генералу ГРУ Дмитрию Полякову, который сотрудничал с американской разведкой и был расстрелян за измену родине: якобы Регина была его любовницей и пособницей. Финал яркой жизни советской модели получился не менее ярким, но жутко трагичным.