Однажды мне посчастливилось побывать в Выборге на выставке «Цветы Севера», посвященной искусству вышивки корелов. В Выборгском замке были представлены работы театрального художника Ольги Михайловой и современной художницы Светланы Жуковой, а также более 150 предметов из фондовых коллекций музея. Многие объекты экспонировались впервые, а часть экспонатов на выставку представляли художники, мастера и коллекционеры, владеющие уникальными образцами современной вышивки. Посетители выставки могли познакомиться с современными и традиционными видами вышивки, вышитыми картинами, которые стали особым явлением культурной жизни России последних лет, традиционным костюмом, современным авторским сценическим костюмом, украшениями, предметами быта и интерьера.
С основной задачей — показать трансформацию вышивки и рассмотреть вышивку, претерпевшую уникальные изменения из языка декоративно-прикладного искусства в новый самостоятельный художественный язык, организаторы выставки справились на отлично: переходя от одного экспоната к другому, и знакомясь с пластами истории разных периодов, ты безошибочно мог понять в какую эпоху был рассвет вышивки, когда она была главенствующей в быту, и когда превратилась в искусство, достойное музеев.
Но мы не будем забегать вперед и рассмотрим все подробно.
В самом начале экспозиции нам предлагают перенестись во времени в ХIХ век и окунуться в атмосферу корельской деревни. «Вообще вся материальная сторона жизни у корела основана на строгой расчетливости и аккуратности. Всякая лишняя копейка мало уходит на безделье и, особенно, на водку, но и не сберегается и не хранится где-либо в темных подвалах, но идет на улучшение хозяйства или на показ, потому что корел тоже любит при времени хорошо и чисто одеться, пощеголять своею шведскою лошадью и ее упряжью, а женщины и девушки и еще того больше хлопочут о нарядах.» — цитирует нам отрезок из статьи в газете «Олонецкие корелы и Ильинский приход» (1879г.) экскурсовод.
Что интересно: при обычном укладе крестьянского быта весь запас тканей, расшитых вышивкой полотенец и нарядов, женщина хранила в сундуке, и при том, что художественный текстиль играл важную декоративную и знаковую в жизни роль, он занимал достаточно скромное место в быту. Орнаментированные рушники и «завесы» концентрировались в доме лишь в одном месте — красном углу.
Другое дело, — свадьба. В традиционных представлениях образ молодой девушки-невесты связан с вышиванием: этот образ характерен для свадебных песен и заговоров.
В Заонежье невеста в день свадьбы причитала:
«По севодняшнему денечку Я сидела красна девушка
Под косивчатым окошечком На брусовой белой лавочке,
Шила волю красным золотом, Вышивала волю серебром
И садила скатным жемчугом …»
(Колпакова 1941:165)
Девушки на выданье ездили в гости по родне, показывая свои рукодельные таланты, в том числе и вышивальные. В Заонежье о ленивой и неумелой девушке говорили: «Третью зиму с одними пялами по гостям ездит, да по беседам ходит». То есть с одной и той же работой — рукоделием. Будущая невеста не только демонстрировала готовность к браку и владение всеми умениями, но и как бы творила свою судьбу: это символизировали образы декора. Непосредственно перед свадьбой, невеста шила в дар жениху рубаху, рукавицы и т.п. — «пришивала» себе жениха. Интересно и то, что в пялах нельзя было оставлять какое-либо девичье рукоделие, а все работы, связанные с вышиванием, должны были быть закончены до свадьбы: «чтоб невеста не скучала по дому». В северно-русском фольклоре встречается метафорическое описание невестиных узоров в виде небесной триады: солнца, месяца и звезд.
После рассказа экскурсовода о том, что на сегодняшний день основным методом сохранения и воссоздания музейных образцов подлинной одежды различных исторических периодов, является реставрация и реконструкция, и большая часть экспонатов — это умело воссозданные «копии» или «реплики», мы перешли к следующей эпохе, эпохе расцвета декоративно-прикладного текстиля в повседневной жизни — ХХ веку.
ХХ век
Именно в это время поменялось отношение женщины к «текстильной собственности», теперь созданное ею не скрывается от посторонних глаз в сундуке, а открыто демонстрируется, показывая трудолюбие женщины, ее способности к рукоделию и богатство, которое традиционно отождествлялось с большим количеством одежды и декоративных тканей. Глядя на инсталляцию домашнего интерьера того времени сразу вспоминается жилье наших бабушек.
Популяризация рукоделия как формы творческого досуга на протяжении почти целого века способствовало появлению в интерьере кружевных и вышитых изделий: занавесок и ламбрекенов, чехлов и накидок, «накомодников» и дорожек, салфеток, скатертей и др.
В интерьерах сконцентрированы предметы, выполненные в различных техниках ткачества, вышивки, кружева и аппликации, а наряду с традиционными крестьянскими техниками, такими как численное ленточное кружево, распространение получают сложные аристократические техники: «ришелье», филейное плетение, петельная (гарусная) вышивка по сетке и др. Глядя на представленные на выставке экспонаты видно, что с течением времени геометрические орнаменты сменяются сложными растительными, а иногда и сюжетными изображениями. В вышивке формируется определенная тенденция: от цветового минимума и орнаментальной условности к реалистической, многоцветовой глади и фактурному болгарскому кресту.
Увеличивается цветовая насыщенность изображения, плотной ковровой вышивкой полностью покрывается поверхность изделий, диванных подушек, газетниц и т.д. Также распространение получают вышитые панно и сюжетные картины, изображения на которых варьируются от аристократических пасторальных сцен до воспроизведения сказочных героев и эпических картин русских художников. Широкое применение домашнего рукоделия в оформлении жилья говорит нам о выраженной стилевой тенденции вплоть до 1960-1970 -х годов, когда на смену домотканым половикам пришли дорогие ковры и паласы, а рукодельные предметы интерьера стали исчезать из интерьера по мере роста благосостояния населения и развития художественно-текстильной промышленности.
А как же рассвет интереса к вышивке и другому декоративно-прикладному творчеству, который мы наблюдаем сейчас, спросите вы? Не станем ли мы, мастерицы современности яркими представителями рукодельной эпохи ХХI века и не возродим ли мы повсеместное использование ее в быту? Увы, историки однозначно склоняются к мнению, что нет, но ведь мы с вами можем этому противостоять и наполнить свои дома тем теплом, который дарит лишь рукодельная вещь!
Мой репортаж с выставки «Цветы Севера», которая проходила в Выборгском замке (г. Выборг) был напечатан в летнем номере «Burda. Вышивка крестиком»
Спасибо за внимание!
С вами была Катерина, канал «Рукоделие в УСАДЬБУШКЕ».
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!Ваш лайк и подписка помогают блогу развиваться!