В эксклюзивном интервью «Адвокатской газете» судья Конституционного Суда РФ Гадис Гаджиев рассказал о том, как изменился за 30 лет орган конституционного контроля, какие наиболее значимые решения он принял, объяснил, в чем суть нормотворчества КС РФ.
«По моим субъективным оценкам, каждые 4–5 лет КС РФ становился другим, причем изменялся очень сильно. Мы опробовали несколько разных моделей, изменился функционал КС РФ, правильнее было бы даже сказать, что у нас за 30 лет было несколько конституционных судов. Изменялся и численный состав суда. Первый списочный состав – 15 человек – никогда не был укомплектован полностью (было 13 судей. – Прим. ред.), при существовавшем тогда политическом раскладе народным депутатам не удалось найти компромисс и избрать всех судей. К тому же президент России Борис Ельцин несколько раз представлял одни и те же заведомо непроходные кандидатуры, такие как Сергей Шахрай, Михаил Митюков, Михаил Федотов. Например, каждый раз, когда депутат от КПРФ задавала Федотову вопрос, сколько раз он был женат, тот отвечал с юмором: «Это является свидетельством моей честности и принципиальности». Его так и не избрали. Потом судей стало 19, а сейчас 11.
Что касается облика суда, то не успевали привыкнуть к его изменениям не только мы, но и судьи Верховного Суда РФ. Если раньше поступала жалоба на норму, которая сама по себе не противоречит Конституции РФ, но в одном регионе ее понимают так, в другом – иначе, мы прибегали к социологическому подходу, вычисляя, как много таких отклоняющихся от правильного понимания решений. Если их было много, мы говорили, что существует девиация в виде практики применения нормы, следовательно, норма соответствует Конституции РФ, но только при условии ее конституционно-правового истолкования», - рассказал судья.
Также Гадис Гаджиев прокомментировал ряд судебных актов, касающихся адвокатской деятельности. например, в Определении КС РФ от 27 декабря 2022 г. № 3278-О Суд подтвердил возможность досрочного прекращения полномочий президента адвокатской палаты. Однако такое прекращение полномочий может быть обжаловано в суде как с точки зрения процедуры его принятия, так и с точки зрения его обоснованности.
«Если члены корпорации доверяют своему президенту, они могут проголосовать за него сколько угодно раз. А если нет, то досрочное прекращение полномочий президента адвокатской палаты на основании решения ее совета вполне допустимо. При этом президент остается членом совета, куда его избрали на собрании (конференции). А суд, если поступит обращение, проверит законность решения совета о досрочном прекращении полномочий президента», - отметил судья.