Найти тему

О пользе математики.

Декабрь 2022г.

Здравствуйте, Сударыня.

Я рад тому, что Вы не отвергаете математику совсем. Вопрос, как я понял, в «количестве», исходя из Ваших представлений о практической необходимости для конкретных людей. Большинству достаточно ЦПШ (церковно-приходской школы), а отдельные, если захотят, пусть просят о помощи у Игоря Семёновича, например. 

Сначала о практической пользе математики.

Попробуем представить себе, что Ваше пожелание сработало. 10% населения отличает синус от косинуса, а остальные условно «артисты». И вдруг война (ну чем чёрт не шутит, пока Бог спит). Наша славная армия громко поёт, на скрипочке играет, красиво стоит в третьей позиции. Мы победим? Оружия нет. Чтобы было оружие нужны инженеры, а их «кот наплакал». Ну, ладно. Нет войны, дай Бог, чтобы никогда не было. И условных «артистов» немного. 80% из тех, кто синус от косинуса не отличает «простые» рабочие, как их любят называть некоторые «прости Господи» интеллектуалы. Но с таким уровнем технической культуры им современную технику доверять нельзя. И будет наша экономика на уровне века 19-го. Ездить будем «на извозчиках», лошадей сеном кормить. Про смартфон забудьте. Инженеров нет – нет электричества, при лучинах живём. Расскажу Вам одну легенду. 1917 г. рабочие «взяли власть», прогнали с завода «буржуев». Под эту категорию у них попали и инженеры. Однажды в цехе «встала» паровая машина. Попытки «запустить» её ни к чему не приводят. Смирившись, зовут инженера. Приехал он на завод, посмотрел машину и говорит: «Тысяча рублей и пять копеек». Возмутились рабочие такой огромной сумме, прогнали нахала. Через некоторое время, делать нечего, зовут опять. Готовы заплатить. Взял инженер кувалду, подошёл к одному месту машины, стукнул кувалдой в это место, и машина заработала. Возмутились рабочие: «И за это тысячу рублей?!». «Нет», - сказал инженер. «За это пять копеек, а тысячу рублей за то, что знал, что надо делать». Он синус от косинуса умел отличать. Вот такая легенда. Конечно, можно немцев позвать: «Придите и княжите нами». Они с удовольствием. Только тут тогда Германия будет. Ну, если оно Вам надо, тогда я Вас понимаю. Может быть, я «сгущаю краски»? Может быть. Но не Вам решать – кому быть инженером, а кому не быть. Пока они молодые, Вы им дайте максимум возможного образования, а там они сами разберутся, кому быть инженером, а кому нет. Так будет честно. Нет? Почему максимум? А потому, что, как заметил один знаменитый пруссак, «войны выигрывают учителя». Причём войны и экономические, и информационные, и технические – любые. Должна быть система образования, подстроенная под запросы современного общества. А сегодня, как мне кажется, катастрофически не хватает тех, кто отличает синус от косинуса. Артистов много. Редко, но случаются и хорошие. Юристов много. Но как-то я спросил у студентов 5 курса юрфака: «Чем отличается моральная норма от юридической», - такое понесли. Я не юрист, но мне стыдно стало. Формулировки гражданского кодекса «от зубов отскакивают», а тут «поплыли как расплавленный воск». Одно слово «ЕГЭшники». Да что инженеры, экономистов настоящих найти трудно. В «1С» данные научились «вбивать» и туда же, фьючерсами спекулировать. Экономисты они теперь. Спрашиваю одного «экономиста»: «Ты план счетов понимаешь?», - молчит, «как рыба об лёд». Про рентабельность продаж и рентабельность активов спрашиваю: «В чем смысл»? Я ему про пользу сегмента рынка, про эффективность управленца - он меня вообще не понимает. Говорю: «Как же ты решения принимаешь, бизнесмен»? Обиделся на меня. «Менагеров» развелось – тьма. «Проще всего на свете учить, лечить и руководить». Каждый мнит себя в этих делах академиком, а к современному станку «поставить» некого. Так, что, как писал Михалков-папа: «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны». И чем выше уровень культуры, в том числе и технической, тем лучше. А что из этого в жизни пригодится - никто не знает. «Неисповедимы пути Господа, поэтому, никогда не говори никогда». А уровень базового образования есть. И человек, который в школе научился отличать синус от косинуса, при необходимости, если вдруг, быстрее разберется в этом, чем тот, который никогда про них не слыхивал. А иначе, действительно, придут немцы и будут здесь «княжить». Оно Вам надо?

Вот, как-то так по поводу практической целесообразности. 

Теперь о пользе искусства, в том числе и бальных танцев.

Меня математика больше привлекает не практической пользой, хотя, я и этого не отвергаю. Чистая математика, это, для меня, не наука. Это искусство. Это красиво в своём стремлении к гармонии и завершённости. Те, кто понимают язык математики, «видят» эту красоту, как те, кому «медведь на ухо не наступил», слышат гармонию музыки, а те, кто понимают «душу» танго, безумно в него влюблены. И ведь имеют на это право. А вот пониманию языка искусства, в том числе и математического, нужно учить с детства (в школе). Вы не согласны?