20 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Нелли (Наиле) Керимовны Велиевой, участницы Севастопольского подполья 1942–1944 гг.
Нелли Керимовна родилась в Севастополе в дружной рабочей семье, с детства была окружена любовью и вниманием родителей и братьев. Вслед за старшим братом Энвером пошла учиться в ту же самую школу, завоевала уважение учителей и одноклассников. Любила литературу и историю, на удивление родных увлеклась физикой, работой сложных механизмов и даже мечтала стать капитаном дальнего плавания.
Окончив школу-семилетку, Нелли поступила в ФЗО, где получила специальность судового электрика. В 1938 г. устроилась на работу в мастерскую № 4 Военного морского порта (завод № 13 ЧФ РФ). С юных лет занималась спортом, участвовала в соревнованиях в Симферополе и Киеве, во Всесоюзных соревнованиях физкультурников в Ленинграде. В 1940 г. вместе с Энвером она вошла в число 12 судей военизированной эстафеты в Севастополе.
В июне 1941 г. старший брат ушел на фронт, стал воздушным стрелком-радистом. Нелли осталась с семьей в Севастополе и продолжила работу на нужды фронта в мастерских морпорта до последних дней героической обороны 1941–1942 гг.
С началом немецко-румынской оккупации города, отрабатывая трудовую повинность, по шесть дней в неделю Н.К. Велиева работала на изнурительном строительстве водокачки в Инкермане. По воспоминаниям Ольги Тимофеевой, работавшей вместе с ней, девушки «по шесть дней жили там, спали на нарах, на воскресенье шли домой. В понедельник в 6 утра должны были быть на работе… С рассвета до темноты под усиленным наблюдением конвоя чистили кюветы, разбирали шпалы на железной дороге». Через дорожного мастера Ф.Г. Деева Нелли установила связь с подпольщиками Инкермана, занялась агитацией среди рабочих, стала оказывать помощь военнопленным. В своем доме на протяжении длительного времени она укрывала участника обороны Севастополя, фельдшера 178-го инженерного батальона береговой обороны Ф.И. Большаченко, бежавшего из лагеря военнопленных.
Из дневника двадцатилетней девушки, сохранившегося до наших дней, мы узнаем о частых встречах с подругами, об их мечтах о победе и свободе, о частых встречах у соседей, которые в действительности оказались работой в подполье. Летом 1943 г. Нелли Керимовна стала членом подпольной организации (КПОВТН) под руководством «Александра Орловского» (В.Д. Ревякина). В октябре того же года по предложению Александра Мякоты, мастера точной механики на немецкой «Верфи», она устроилась работать учетчицей в судоремонтные мастерские. От него для обеспечения работы радиоприемника в типографии получала заряженные аккумуляторы. Вместе с подругой Ольгой Рябчук переносила их в кошёлке, заполненной антрацитом, в дом Е.И. Сальниковой, а оттуда – в дом В.Д. Ревякина. Рискуя жизнью, девушка распространяла подпольные листовки и газету «За Родину», доставала на работе документы для бежавших из лагерей военнопленных, устанавливала связь с другими подпольщиками.
День за днем Нелли верила в скорое освобождение Севастополя войсками Красной армии и с нетерпением ждала возвращения любимого брата Энвера: «Хотя бы скорее пришли наши родимые и с ними мой дорогой брат! Как я за ним болею, хочется скорее узнать, жив ли он, здоров ли. Как я его люблю!». Однако в марте 1944 г. в результате предательства подпольная организация была провалена, В.Д. Ревякин и многие члены КПОВТН были арестованы. Об аресте Н.К. Велиевой ее подруги Ольга Рябчук и Надежда Попова рассказали после войны сотрудникам музея: «29 марта 1944 г. чешская воинская часть, размещавшаяся на Лабораторной улице, устроила вечеринку для местной молодежи – «пироги». В разгар вечера приехали жандармы, гражданские были отделены от чехов… Жандармы хотели забрать всех гражданских, но чехи подняли тревогу. Их старший дал команду взять автоматы на ремень, выкатили пулемет. Чехи сказали, что своих гостей они немцам не отдадут. Поднялся переполох. Немцы вышли за дверь и стали ждать подмогу, а чехи выключили свет, и все кинулись кто куда… Нелли предложили спрятаться, но она ответила: «Если не вернусь домой, они расстреляют маму и Рефата…». В последние дни своей жизни девушка думала о своих родных и близких, о чем свидетельствуют ветхие клочки бумаги, бережно сохраненные ее мамой, - записки из тюрьмы: «Мама, прости мне все. Береги Рефата, а придет время, вспомните меня. Передавайте всем привет». 13 апреля 1944 г. в Юхариной балке Нелли была расстреляна фашистами. Вместе с ней погибли более 20 подпольщиков. Спустя несколько месяцев в воздушном бою над Прибалтикой погиб и Энвер.
Именем Н.К. Велиевой названа одна из улиц с. Каменка в Симферопольском районе Крыма.
А.Ф. Селиванова