Совсем недавно баскетболист команды «Голден Стэйт Уорриорз» Стефен Карри подписал новое долгосрочное соглашение со спортивным брендом Under Armour. Давайте разберемся подробнее в деталях сделки, узнаем про ошибку Nike на миллиард долларов и о том, как сочетание годовой базовой заработной платы, акционерного капитала, роялти и бонусов может принести Карри более 500 миллионов долларов.
Стефен Карри был на вершине мира в 2016 году. «Голден Стэйт Уорриорз» только начинали свою династию после завоевания титула чемпиона НБА, и Карри получил свой первый трофей MVP по итогам одного из самых исторических сезонов в истории лиги. Ни один игрок НБА не продал в том году больше футболок, чем Карри, — ни Дюрант, ни Ирвинг, ни Леброн, — и даже в продажах обуви в том сезоне Стефен Карри уступил только великому Майклу Джордану
Продажи баскетбольных кроссовок в 2016 году
- Майкл Джордан: 2,8 миллиарда долларов (вкл. весь бренд Jordan)
- Стивен Карри: 160 миллионов долларов
- Леброн Джеймс: 150 миллионов долларов
Фактически, Стефен Карри был настолько популярен в 2016 году, что аналитик Morgan Stanley по акциям Джей Соул предположил, что партнерство Карри с брендом потенциально может стоить 14 миллиардов долларов.
Но это лишь небольшая часть всей истории связанной с событиями развернувшимися вокруг контракта молодого MVP из команды "Голден Стейт".
Реальная история связана с редкой ошибкой Nike в переговорах, рождением спортсмена невероятного таланта и пожизненной сделкой, которая может стоить более 500 миллионов долларов.
История Стефена Карри в большом баскетболе началась в 2009 году. Уроженец Северной Каролины был не самым ярким и сенсационным игроком в средней школе и не получил ни одного предложения о стипендии от университетов первого дивизиона NCAA. Поэтому, не особо выбирая, Карри поступил в университет "Davidson" , который не славился своей баскетбольной программой. Тем не менее именно там Стеф показал себя всему баскетбольному миру.
Дэвидсон начал сезон с балансом побед и поражений 4-6, проиграв таким командам из топ-10, как North Carolina, DUKE и UCLA. После не самого удачного старта «Уайлдкэтс» нашли свою игру и больше не проиграли ни одного матча регулярного чемпионата, одержав 22 победы подряд, а Карри лидировал, набирая в среднем 26 очков за игру.
Затем «Дэвидсон Уайлдкэтс» совершили невероятный спринт, сметая соперников одного за другим в «Мартовском безумии» (Плей-офф NCAA), и Карри вывел группу будущих юристов, врачей и бухгалтеров в топ 8 команд страны.
«В 2008 году, если вдуматься, эра Facebook и соцсетей только начиналась», - говорит бывший партнер Карри по команде Davidson Джейсон Ричардс. «На самом деле не было ни Twitter, ни Instagram, ни Snapchat. Социальные сети не были чем-то большим. Тот факт, что Стеф стал таким популярным во всей стране так быстро, был связан с газетными статьями, переписками людей, звонками и «сарафанным радио». Это звучит старомодно, но люди начали обращать на нас внимание, потому что мы были повсюду. Нас показывали по телевизору, о нас писали в газетах, говорили в барбершопах и т.д. Я могу только представить, на что это было бы похоже, если бы у нас тогда были социальные сети».
Затем Карри был задрафтован «Голден Стэйт Уорриорз» под общим 7—м номером на драфте НБА 2009 года, но многие аналитики и эксперты все еще не верили в тощего защитника из университета Дэвидсона.
«У [Карри] нет плюсов», - сказал баскетбольный аналитик Дуг Готлиб.
«Рикки Рубио, Брэндон Дженнингс, Джонни Флинн, Джефф Тиг - все они более одаренные баскетбольным атлетизмом».
Честно говоря, абсолютно никто не мог предсказать, что произойдет дальше.
Напомним, что в НБА существует три основных категории контрактов по продажам обуви и мерчандайзинга:
Signature Deals: Эти предложения предназначены для лучших игроков НБА (Леброн Джеймс, Кевин Дюрант, Джеймс Харден) и обычно приносят от 5 до 15 миллионов долларов в год. В настоящее время в НБА 22 игрока носят фирменную обувь.
Cash Deals: Эти сделки заключаются для хороших игроков, которые еще не достигли статуса Signature (Брэдли Бил и Демар Дерозан), и они обычно платят от 200 000 до 3 миллионов долларов в год. Около 20% игроков НБА в настоящее время заключают сделки Cash deals.
Merchandise Deals: Более 75% игроков НБА заключают Merchandise сделки , по которым им не платят за ношение определенного бренда, но они получают бесплатные товары в течение всего года — представьте, что это подарочная карта на сумму 25 000 долларов (или выше).
Это важно знать, потому что, когда Стефен Карри был задрафтован «Голден Стэйт Уорриорз», он подписал Cash Deal с Nike. Точная цифра в долларах неизвестна, но, вероятно, она включала небольшой ежегодный платеж (менее 1 миллиона долларов) и бесплатные товары.
Карьера Карри в НБА началась с американских горок. Он набрал больше трехочковых, чем любой новичок в истории НБА, и даже набрал рекордные на тот момент в карьере 42 очка в финальной игре сезона. Затем начались травмы, и Карри перенес несколько операций на лодыжке, сыграв всего в 26 матчах во время локаута в сезоне НБА 2011/12.
Тем не менее, «Уорриорз» были достаточно впечатлены и решили поставить на способность Карри оставаться здоровым, подписав с ним четырехлетний контракт на 44 миллиона долларов, чтобы он остался в «Голден Стэйт».
И Карри добился успеха — в том сезоне он провел 78 матчей, набирал в среднем 22,9 очка за игру (7-е место в НБА) и установил новый рекорд НБА по трехочковым за один сезон.
А поскольку тем летом его контракт с Nike был продлен, все выглядело блестяще, не так ли?
К сезону 2013 года Карри готовился, имея действующий контракт с «Уорриорз», но его контракт с Nike подходил к концу, и все признаки указывали на то, что он продлит своё соглашение со «свушем».
«Однако Карри был спортсменом Nike задолго до 2013 года», - писал Итан Стросс для ESPN.
Его крестный отец, Грег Бринк, работает в Nike. Когда он рос, он носил «Найки» постоянно, так продолжалось и во время его учебы в «Дэвидсоне».
28 Февраля 2013 года, в Мэдисон-Сквер-Гарден, Карри набирает невероятные 54 очка, а «Голден Стейт Уорриор» обыгрывают местных «Никс». Кроссовки Nike Zoom Hyperfuse, которые были на его ногах в той игре, до сих пор спрятаны в его доме в районе Ист-Бэй, защищенные от дневного света.»
Но не всегда все идет так, как планировалось. Команда менеджеров Nike прилетела в Сан-Франциско, чтобы встретиться с Карри и его семьей, и в ходе встречи Nike (непреднамеренно) ясно дали понять о своих планах на Стефа...
«Августовская встреча состоялась на втором этаже отеля Oakland Marriott, тремя уровнями ниже тренировочного центра «Голден Стэйт», - написал Штраус для ESPN.
Знаменитый влиятельный брокер Nike и советник Леброна Джеймса Линн Мерритт не присутствовала, что, возможно, указывает на приоритет... или его отсутствие, который Nike придавала встрече.
Затем презентация началась с того, что один представитель Nike случайно назвал Стефена «Стеф-он»(совсем другое имя) — также не предложив никаких последующих извинений - и ситуация стала только хуже, когда на переделанном слайде PowerPoint все еще было имя Кевина Дюранта.
«После этого я перестал следить за ходом встречи и презентации, мне было уже не интересно», - сказал отец Карри в интервью ESPN.
«У [Nike] есть свои определенные категории спортсменов. У них есть Коби, Леброн и Дюрант, которые были их тремя главными игроками. Если Стэф снова подпишет с ними контракт, мы окажемся на втором уровне».
Итак, Стефен Карри потряс мир и покинул Nike, подписав контракт с Under Armour на сумму 4 миллиона долларов в год (предложение, которое Nike отказались повторить).
Здесь важно помнить, что Under Armour, по сути, не имели отношения к баскетболу, когда они подписали контракт со Стефеном Карри. На момент заключения сделки годовой доход компании составлял почти 2 миллиарда долларов, но им принадлежало всего 0,35 процента рынка розничной торговли баскетбольными товарами в США, и их самыми известными амбассадорами были Брэндон Дженнингс, Кемба Уокер, Рэймонд Фелтон и Грейвис Васкес.
Но потом началась династия «Голден Стэйт Уорриорз» — и все изменилось.
«Уорриорз» наняли Стива Керра в качестве своего нового главного тренера на сезон 2014-15. Он привнес с собой стремительное нападение, которое дало таким снайперам, как Стеф Карри и Клэй Томпсон, максимальную свободу, и «Уорриорз» начали доминировать.
Карри побил свой собственный рекорд по количеству трехочковых за сезон, и пропустил 17 четвертых четвертей в течение всего сезона благодаря большому отрыву «Голден Стэйт» от соперников, которое удавалось создавать за первые три четверти матча.
«Уорриорз» завершили тот сезон, выиграв свой первый чемпионат за 40 лет. Затем, в следующем году, «Голден Стейт» стали первой командой в истории НБА, выигравшей 73 матча за один сезон, а Стефен Карри был единогласно признан MVP(Самый Ценный Игрок) лиги.
Это помогло ему практически в одночасье стать одним из самых известных спортсменов мира.
В том году джерси Карри была самой популярной среди фанатов НБА. В течение сезона он набирал более 1 миллиона подписчиков в Instagram каждый месяц. Его фирменная обувь Curry One всего за три месяца принесла 153 миллиона долларов продаж, а весь обувной бизнес Under Armour продемонстрировал рост продаж на 350% в годовом исчислении.
Итак, Under Armour решили, что пришло время сделать Карри лицом своего бизнеса, подписав с ним контракт на 9 лет, стоимостью 215 миллионов долларов, который включал в себя долю в компании.
Хронология контрактов Стефа Карри со спорт брендами:
2009: Подписал Cash Deal контракт с Nike
2013: Подписал Signature Deal контракт с Under Armour на 4 миллиона долларов в год.
2015: Подписано продление Signature Deal контракта на 9 лет на сумму 215 миллионов долларов, включающее акционерный капитал UA
Но там, где Майкл Джордан смог вывести бизнес Nike в иную стратосферу, популярности Карри для Under Armour оказалось недостаточно.
Стеф Карри, несомненно, стал одной из самых популярных и успешных суперзвезд баскетбола за последнее десятилетие, но Under Armour испытывал трудности.
Компания регулярно неправильно управляла запасами товаров и в настоящее время сталкивается с коллективным иском акционеров в связи с утверждениями о завышенных показателях продаж.
Under Armour также выплатила SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам) 9 миллионов долларов за нарушения в раскрытии информации. Культура компании подверглась критике за то, что она разрешила сотрудникам оплачивать посещение стриптиз-клубов по корпоративным картам, и их рыночная капитализация значительно отстала от рыночной у конкурентов.
Рыночная капитализация по брендам (2023)
Nike: 190 миллиардов долларов
Adidas: 32 миллиарда долларов
Puma: 10 миллиардов долларов
Under Armour: 4 миллиарда долларов
Более того, за последние 5 лет акции Under Armour упали на 44%. Сейчас они на 83% ниже своего рекордного уровня в 52,86 доллара в 2015 году, а собственный капитал значительно уступает таким конкурентам, как Nike, Adidas и Puma.
Добавьте к этому тот факт, что Under Armour едва не потеряла Карри в 2018 году из-за низких продаж Curry 3s, и компании пришлось пойти на решительный шаг, чтобы порадовать суперзвезду.
Итак, Under Armour согласилась запустить бренд Curry в 2020 году, полунезависимый бренд в семействе Under Armour - по формату можно сравнить с брендом Jordan в Nike.
Затем Under Armour наняла бывшего руководителя бренда Jordan, чтобы он помогал управлять брендом Curry. Они позволили Карри начать заключать контракты со спортсменами колледжа на НУЛЕВЫЕ (NIL deals) контракты, и они даже начали выпускать больше одежды для гольфа и занятий спортом с его собственным уникальным логотипом.
Это помогло наладить их отношения, но что еще более важно, это дало Карри то, чего не может предложить ни один другой крупный бренд: возможность создать свой собственный бренд.
Итак, теперь Under Armour удваивает свои усилия. Недавно они подписали с Curry соглашение о долгосрочном партнерстве, которое, как сообщается, может стать пожизненной сделкой, если будут достигнуты определенные целевые показатели по доходам.
Карри также уже получил 75 миллионов долларов в виде акций Under Armour, которые поступят в продажу в 2029 и 2034 годах. А если сложить годовую базовую зарплату, компенсацию за акции, роялти и поощрения на корте, то основатель Under Armour Кевин Планк говорит, что сделка может в конечном итоге принести Карри больше, чем все его 490 миллионов долларов заработка за карьеру в НБА.
Таким образом, хотя Under Armour, возможно, и не воспользовались своей возможностью по максимуму использовать коммерческий потенциал одного из самых талантливых игроков в истории НБА, Стефен Карри, безусловно, получил максимальную финансовую выгоду.
Источник: Huddleup