Company of Heroes 3 очень, очень хороша, отчасти потому, что с большой осторожностью отнеслись к азартной игре с ее сеттингом и тоном.
Не стоит говорить, что это большой сюрприз. Relic уже некоторое время находится на вершине сцены RTS (стратегии в реальном времени). Некоторые могли бы забеспокоиться после неоднозначной реакции на Dawn of War 3. Company of Heroes 3 - это мечта консерватора, беспроигрышный вариант сиквела и явная реакция на то, что у студии не опустились руки из-за провала DoW 3. Здесь есть все, что вам нравилось в Company of Heroes до сих пор, плюс еще больше, плюс все стало чуть-чуть лучше. Здесь мало, если вообще есть, серьезных инноваций, только итерации, тюнинг, возня с циферками.
У меня есть одна проблема с CoH 3 - это ее итальянская кампания. В CoH 3 есть две однопользовательские составляющие, что больше, чем когда-либо - это постоянная тема - и, возможно, больше, чем вам когда-либо было нужно. Итальянская кампания огромна по меркам серии, это масштабное зрелище, в котором смешиваются восхитительно бюрократические элементы песочниц, которые можно найти в играх Total War, с более упрощенными, аркадными радостями старых игр Relic, такими как завоевание планет в Dawn of War: Dark Crusade.
На бумаге многое из этого великолепно. Вы высаживаетесь на острие сапога Италии и прокладываете себе путь наверх, завоевывая поселения разного размера, осаждая города в течение нескольких ходов, рискуя попасть в засаду на быстрых дорогах или выбирая более медленные маршруты через иссушенные солнцем средиземноморские холмы. Здесь есть ресурсы, которыми можно управлять - мета-версии живой силы, боеприпасов и топлива в реальных сражениях CoH - и разнообразные стратегии, от морской бомбардировки до артиллерии и десантов. Вы можете видеть, как работают таланты Creative Assembly - можно представить, что между двумя мастерами стратегий, изданными Sega, существует серьезный перекрестный найм - и как человек, который давно мечтал о возвращении возможности топать по картам и раскрашивать их в свои цвета, как это было во времена Dawn of War, я отчаянно хотел, чтобы это сработало.
Проблемы возникают из-за того, что игра представляет собой смесь двух направлений - хардкорной стратегии и веселья - и заканчивается на некой ничейной земле между ними. Многие элементы кажутся слишком простыми: авторешение реализовано только наполовину, в некоторых битвах, что приводит к большому количеству ручных боев в коротких, повторяющихся стычках на одних и тех же картах , которые существуют в каком-то абстрактном месте. Логично, что они используются повторно: Карты Company of Heroes по необходимости высоко детализированы, на них специально расположены строения и системы укрытий, по сравнению с более общими участками земли, которые можно найти в Total War. Но в данном сценарии они быстро устаревают. Вы можете просто постепенно продвигать своих маленьких человечков вверх по хребту страны, почти не встречая сопротивления, пока они не достигнут достаточно сложной точки, чтобы вы захотели нанести по ней несколько артиллерийских ударов со своих линкоров, и продолжить движение дальше.
Желание, а возможно и необходимость, рассказать конкретную историю об освобождении Италии американскими и британскими войсками и ее бойцах сопротивления также ограничивает "песочницу". Что касается песочниц, то это длинная и узкая песочница, в которой вы должны начать с одного конца и закончить на другом, и всегда начинать в одной и той же команде. Что бы вы ни выбрали, вас будут мучить подзадачи от трех фракций союзников - пары ссорящихся британских и американских генералов и лидера итальянского сопротивления - которые действительно добавляют разнообразие и ощущение динамичности вашему продвижению. Вы вынуждены приспосабливаться к их требованиям и пытаться сделать так, чтобы все трое были довольны - часто это довольно грубые компромиссы между раздражением одного и удовлетворением другого, связанные с системой лояльности, которая продвигает вас по дереву бонусов в зависимости от того, насколько довольны или раздражены они вашими решениями - но когда вы пытаетесь, знаете ли, выиграть войну, временами это может превратиться в своего рода безжалостное придирание.
При всем при этом, это все еще новое дополнение к Company of Heroes. Участие в многоэтапных, наполненных целями миссиях, основанных на реальных сражениях, по-прежнему приносит глубокое удовлетворение. Итальянские пейзажи могут показаться опцией "а что осталось от Второй мировой войны?", но они великолепно реализованы и приятно отличаются от типичных пейзажей. Да и в целом, тасование маленьких человечков по большой карте остается бесспорным удовольствием. Вы получите удовольствие, особенно после того, как возрастет разнообразие и интенсивность противостояния. Только не ждите огромной реиграбельности или более характерного сюсюканья, как в других играх, сделавших кампании в стиле завоевания единственным развлечением.
И опять же, это только одна часть Company of Heroes 3. Вторая половина одиночной игры - это операция в Северной Африке, линейная история из восьми миссий, которая очень точно повторяет то, во что вы уже играли в одиночных играх Company of Heroes. В этой игре вы окажетесь на месте Роммеля, "Лиса пустыни" Второй мировой войны с известной репутацией. За годы, прошедший после Второй мировой войны, Роммель был романтизирован и мифологизирован, представлен как своего рода "джентльмен-генерал", отстраненный от всех этих ужасных нацистских дел.
В перерывах между миссиями история этой части войны рассказывается с точки зрения местных гражданских лиц, документирующих разрушения и смерть среди их домов, опровергая ощущение, что североафриканский конфликт происходил в каком-то благовоспитанном вакууме, вдали от неприятных моментов войны. Здесь нет романтизации Роммеля или его DAK (Deutsches Afrika Korps). Все просто представлено как есть - вернее, как было - и как должна быть вся история: во всей полноте ее контекста.
Сами миссии являются образцовыми: разнообразные, сложные, часто многоступенчатые и динамичные. Вы будете двигаться от управления небольшой группой танков, восстановления и перепрофилирования уничтоженных машин, выживания в атаках, планирования клешней и нанесения контрударов. Единственное возможное замечание заключается в том, что без более широкого контекста, помимо хореографически прописанных миссий, эти остроумные контрудары и интеллектуальные обходы с флангов не имеют особого эффекта - вы просто следуете целям, как приказано.
Кстати говоря, в Company of Heroes 3 появилось замечательное ощущение зрелищности, и это прекрасно дополняет ее небольшие изменения. Высота ваших войск теперь напрямую влияет на линию прицела, дальность видимости и укрытия, поэтому на картах появилось гораздо больше "вертикальности" - это любимое слово разработчиков - в виде песчаных дюн, пустынных руин, колоколен и захваченных замков. Все можно разнести в щепки, что очень хорошо сочетается с кампанией о стрельбе из танков, а знаменитый звук серии снова радует, реалистичный (я полагаю), но в то же время напыщенный, старое клише "Голливуд встречает историю" звучит в ушах, причем довольно громко.
Именно те вещи, которые сделали Company of Heroes великой исторической игрой, на самом деле возвышают CoH 3. Давнее мастерство Relic в создании контекста поля боя лучше, чем когда-либо: юниты движутся интуитивно, за исключением странного танка-изгоя, отряды естественно перепрыгивают низкие стены или выстраиваются у зданий, чтобы уничтожить врага. Тактически игра сложнее, чем большинство RTS, но в то же время более интуитивна, потому что ее тактика имеет смысл: бейте танки с тыла или сбоку, не гоните отряды по открытым дорогам или, теперь уже, по глухим холмам.
Учитывая это, приготовьтесь к тому, что в многопользовательской игре, где низкий барьер для входа, но очень, очень высокий потолок навыков CoH 3 очевиден как никогда - по крайней мере, в моих коротких и полных бедствий попытках сразиться с другими людьми по сети. Преимуществом является, опять же, большее разнообразие, чем когда-либо - 14 карт, четыре фракции с тремя подфракционными "боевыми группами" внутри них, больше всех в серии на момент запуска - со стычками, кооперативом и даже возможностью модификации, готовой к запуску с самого начала.
Company of Heroes 3 - это просто Company of Heroes, но больше и лучше. В данном случае этого более чем достаточно. А посему, выписываем щедрой рукой 8/10.