В России пока не принято думать о преемственности.
О том, к каким рискам это приводит и о каких документах стоит побеспокоиться уже сегодня, — в колонке Марины Дубровской и Ирины Кузнецовой, управляющих партнеров адвокатского бюро «Дубровская, Кузнецова и Партнеры» в Forbes.
«Пока я жив, с моей семьей и состоянием ничего не случится — я сам все решу» — так рассуждает большинство бизнесменов, политиков, знаменитостей. Реальные истории из нашей практики показывают, как это опрометчиво. Вот лишь одна из них.
Девелопер обратился к нам после иска от супруги о разделе совместно нажитого имущества. Она претендует на половину бизнеса, который ранее ее не интересовал, хотя и числилась в компании директором по маркетингу. Клиент основал и развивал бизнес вместе с другом. В сфере недвижимости все построено на личностях и репутации, поэтому равноправный партнер настаивал на быстром и полюбовном соглашении между супругами. Но черный пиар начался раньше, чем стороны сдвинулись в переговорах.
Первая же разоблачающая статья про основателей не заставила себя долго ждать. Пока мы готовились к суду, перенервничавший партнер скоропостижно скончался от ковида. К наследованию его доли были призваны супруга-домохозяйка и трое несовершеннолетних детей. Вдова решает войти в учредители всей семьей, дабы получать дивиденды, на которые муж содержал всех достойно долгие годы.
Но в процессе наследования объявились и двое внебрачных детей умершего. О них все знали, но старались не думать. Возможно, кто-то снабдил мать пошаговой инструкцией, как не обделить непризнанных при жизни детей: от их имени и она заявилась в наследство, параллельно подав иск об установлении отцовства.
Недальновидность бизнесменов, увлеченных увеличением прибыли, масштабированием бизнеса, яхтами или джетами, поражает. Плохой сценарий никогда до мелочей не проигрывается. Когда мы обсуждали кейс с корпоративными юристами, ответ один: никто не думал, что зайдет так далеко. Они знают, что делать в кейсах с дроблением бизнеса или бумажным НДС. А вот по наследственным делам у юристов компании чаще всего нет ни квалификации, ни опыта.
Что делать, чтобы не оказаться в водовороте корпоративного конфликта с бывшей женой и кучей «странных для бизнеса» наследников? Вот топ-5 документов и действий, обязательных к осознанию и применению в целях защиты бизнес-активов.
Брачный договор
С его помощью в любой момент брака можно перевести долю в бизнесе в личное имущество. Супруге при этом определить порядок компенсации деньгами или иным имуществом в случае развода. Неудобно об этом заговорить? Сошлитесь на партнеров, на корпоративные правила, на инвестора, на банк, не дающий без этого кредит, отвезите на Мальдивы…
Завещание
Проговорите с партнерами, кому перейдет доля в случае смерти каждого из вас. Если есть подающий надежды сын, которого одобряют партнеры, почему бы его и не сделать наследником? Но жену-домохозяйку и малолетних детей ублажите в завещании хорошей недвижимостью или деньгами на банковском счете. Так надежнее и для партнеров понятнее.
Внесение изменений в Устав общества
Можно на общем собрании учредителей закрыть вход в общество третьим, неугодным лицам: бывшей обозлившейся супруге, непутевым детям-наследникам. Даже получив право на долю в обществе по решению суда или по свидетельству о праве на наследство, неугодные компаньоны будут вправе получить лишь стоимость причитающейся им доли и никак не ее саму в натуре, что сохранит корпоративную стабильность в бизнесе.
Корпоративный договор
Соглашение между участниками, партнерами, которое позволяет регулировать более тонкие моменты в вопросах владения и управления обществом, неподвластные уставу. Такой договор, заключенный на берегу, позволит избежать судов между партнерами, что спасет от корпоративной войны.
Не пренебрегать консультациями специалистов в семейном и наследственном праве.
Особенно актуально при учреждении, развитии и реструктуризации бизнеса. Пусть внутренний корпоративный юрист занимается бумагами и текучкой, но оценку рисков и структурирование защиты бизнес-активов доверьте семейным сутяжникам, которые точно знают, как бывает на практике. Поверьте нашему опыту — бывает гораздо интереснее, чем вы можете себе представить.