Каждые пару лет в прокат выходят фильмы именитых режиссеров со звездным составом, так или иначе затрагивающие тему космоса. В них космос может быть только фоном, вакуумом для «подсвечивания» других тем, может быть и движущим фактором для развития сюжета, метафорой, и даже отдельным персонажем картины. Все, что лежит вне границ будничной досягаемости, становится объектом вожделения. Может поэтому космос, доступный только единицам, наделяется в умах людей невероятной магией и силой, а потому и вызывает обожание?
К выходу «Вызова» (2023) Клима Шипенко, первого фильма, снятого в космосе, вспоминаем яркие фильмы о космическом пространстве и пытаемся ответить на вопрос, чем же оно так привлекает режиссеров.
«Марсианин» / The Martian (2015)
Реж. Ридли Скотт
Земная экспедиция Ares III попадает в сильный песчаный шторм во время полевых исследований Марса. Команда вынуждена покинуть планету, но во время эвакуации отлетевшим из-за ветра куском оборудования убивает одного из членов команды — Марка Уотни (Мэтт Деймон). По крайней мере, команде так кажется. Они не могут найти его тело, а датчики на орбитальном корабле говорят, что показатели жизни Марка на нуле. Команда улетает, а на утро Марк просыпается единственным человеком на Марсе — он ранен и растерян, но жив.
Марк добирается до жилого модуля, наживую зашивает рану на животе и пытается понять, что ему теперь делать, чтобы протянуть на Марсе три следующих года до прибытия новой миссии Ares IV.
Главное отличие фильма Ридли Скотта от привычных нам фильмов про выживание в космосе — это юмор. Марк Уотни постоянно шутит. Именно чувство юмора помогает ему справиться с ситуацией в которой большинство из нас выбрало бы погрузиться в депрессию и медленно умереть от голода. Благодаря этому, фильм интересно смотреть не столько как полную познавательных научных терминов историю про выживание человека в космосе, сколько как мануал по тому, как не потерять рассудок и присутствие духа, если ты попал в, казалось бы, безвыходную ситуацию и чувствуешь, что обречен.
Кажется, это именно то, что всем нам сейчас надо.
—----------------------------------------------------------------------------
«Интерстеллар» / Interstellar (2014)
Реж. Кристофер Нолан
Планета погибает от засухи. Люди питаются одной только кукурузой, которая тоже скоро исчезнет вслед за другим продовольствием. Представители власти уже готовы сложить руки от безысходности. Земля обречена, но человечество еще может спастись, переселившись на другую планету, пригодную для жизни. Осталось только успеть такую найти. Сначала ученые отправляют в соседнюю Галактику экспедицию для изучения новых миров. Через несколько лет в космос посылают вторую экспедицию во главе с пилотом-космонавтом Джозефом Купером для оценки полученных данных и окончательного выбора места для массового переселения.
Снять захватывающий фильм о космосе не так просто, как может показаться. И дело не только в технологических возможностях кино. Тем более, лично у Нолана с этой частью никогда проблем не бывает. Но вот у того же самого Нолана, как считают некоторые (не я), есть проблема с эмоциональной составляющей фильма. Мол, он недостаточно прописывает характеры персонажей и раскрывает их чувства, не уделяет должного внимания их взаимоотношениям, увлекаясь экшеном. В силу места действия картины про космос часто выходят холодными и безжизненными, хоть и визуально впечатляющими. Поэтому получить теплый и душевный «Интерстеллар» от скупого на эмоции Нолана для многих стало неожиданным сюрпризом.
Как ни странно, но главная заслуга режиссера в том, что он пустил научную тему фоном, а на первый план вывел историю об отце, который вынужден принести в жертву свои отношения с детьми ради спасения мира. И вместе с ним мы бросаем все и отправляемся в червоточину, а на самом деле — в путешествие внутрь себя.
—----------------------------------------------------------------------------
«Прибытие» / Arrival (2016)
Реж. Дени Вильнёв
В разных точках планеты неожиданно появляются НЛО. Правительство США направляет талантливого лингвиста Луизу Бэнкс к одному из неопознанных объектов в штат Монтана. Девушке и ее коллегам предстоит расшифровать язык инопланетян и выяснить их намерения. Тем временем мир начинает сходить с ума, опасаясь, что планету вот-вот завоюют пришельцы.
«Прибытие» — один из самых оригинальных проектов о космосе последних лет, хотя бы потому, что в отличие от многих других, действие в нем происходит на Земле. При этом от такого фильма ждешь хоть какого-нибудь экшена — например, батальных сцен сражения с НЛО, спасения похищенных инопланетянами земных красавиц, да хотя бы уничтожение планеты пришельцами. В итоге: никаких боев здесь не ведется; героиня-языковед сама забирается на корабль к инопланетянам, чтобы с ними поговорить; они не собираются уничтожать или завоевывать Землю, а лишь хотят передать человечеству что-то важное. Вот только что? На этой интриге и строится фильм.
Не происходит и того, что иногда случается с научно-фантастическими картинами — слишком классная задумка к концу фильма разочаровывает зрителя скомканной развязкой. Несмотря на отсутствие классических элементов жанра, «Прибытие» получилось увлекательным и эффектным. Вас гарантированно ждет сильный финал.
—----------------------------------------------------------------------------
«Человек на Луне» / First Man (2018)
Реж. Дэмьен Шазелл
Как лучше всего справиться со своими проблемами? Правильно, улететь на Луну, чтобы побыть в одиночестве. Фильм Дэмьена Шазелла «Человек на луне» (2018) не так популярен, как его же «Ла-Ла-ленд» (2016) или «Одержимость» (2013), но точно заслуживает не меньшего внимания.
Нил Армстронг (Райан Гослинг) теряет дочь, которой было всего два года. Отношения с женой Дженет Широн (Клэр Фой) становятся хуже, хочется поскорее от всего этого сбежать. Поэтому уже через несколько месяцев герой записывается в новую космическую программу NASA.
А уже через семь лет Армстронг ступит на Луну (надеюсь, это ни для кого не спойлер). Он попробует на физическом уровне ощутить ту пустоту и то одиночество, которые мучили и тревожили его душу все это время. Так и зритель сможет прочувствовать все на себе.
Бесконечный космос и рёв двигателей очень тактильны. Камера шведского оператора Линуса Сандгрена всегда очень близко к героям. Кажется, что у Гослинга здесь максимальное количество крупных планов. Изображение дрожит вместе с ракетой. Всё это заставляет зрителя вжаться в кресло и задержать дыхание до самого момента высадки, когда камера «успокаивается», когда меняется даже формат пленки, на которую снимали фильм. Тогда появляется возможность полюбоваться величием неизведанного. Только здесь, на Луне, наконец, можно оглянуться и понять, от чего на самом деле бежал герой.
Авторы: Даша Бурнашева, Амалия Бабаян, Тарас Русаль
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!