На протяжении тысячелетий люди использовали техники изменения сознания для достижения различных состояний сознания, воображения духовных фигур, общения с природой или просто для развлечения. Психоделические вещества, в частности, имеют долгую и противоречивую историю. Но так же долго люди испытывали эти переживания и без наркотиков, используя ритмические техники, такие как раскачивание, пение или барабанный бой.
Возможно, самой мощной техникой такого рода является мерцающий свет, называемый «ганцфликер». Эффекта Ганцфликера можно добиться, включая и выключая свет или чередуя цвета в быстром ритмичном порядке (например, стробоскоп). Это может создать мгновенный психоделический опыт.
Ganzflicker вызывает поразительные визуальные явления. Люди могут видеть геометрические формы и иллюзорные цвета, но иногда и сложные объекты, такие как животные и лица — и все это без каких-либо химических стимуляторов. Иногда ганцфликер может даже приводить к измененным состояниям сознания (таким как потеря чувства времени или пространства) и эмоциям (от страха до эйфории).
Хотя его эффекты сегодня мало известны, ганцфликер влиял и вдохновлял многих людей на протяжении веков, включая нас двоих. Мы — искусствовед и специалист по изучению мозга, работающие вместе над интерактивной демонстрацией техник ганцфликера, используемых в науке и искусстве. Кульминацией нашего сотрудничества стала музейная выставка «Ганцфликер: искусство, наука и психоделический опыт», которая является частью фестиваля «Быть человеком» 2022 года.
Эффекты Ганцфликера были впервые задокументированы в 1819 году физиологом Яном Э. Пуркинье. Пуркинье обнаружил, что иллюзорные узоры могут появляться, если он повернется лицом к солнцу и помашет рукой перед закрытыми веками.
Ближе к концу 19 века английский производитель игрушек и ученый-любитель, Чарльз Бенхам, создал первое коммерчески доступное мерцающее устройство: волчок с монохромным рисунком, который при вращении создавал иллюзорные цвета, кружащиеся вокруг диска.
Модифицированные версии «искусственного спектрального верха» Бенхэма использовались в экспериментах вплоть до 20-го века. Уильям Грей Уолтер, нейрофизиолог-первопроходец и кибернетик, продвинул эффекты мерцания дальше, используя электрические стробоскопы, синхронизированные с ритмами мозга.
Очарованный потенциалом машины Уолтера, изменяющей сознание, художник Брион Гайсин в сотрудничестве с писателем Уильямом С. Берроузом и математиком Иэном Соммервиллем изобрел Машину сновидений (1962).
60-е годы без психоделиков
Машина сновидений состоит из вертикального цилиндра с вырезанными на нем узорами и лампочки, подвешенной в его центре. При вращении на проигрывателе со скоростью 78 оборотов в минуту мерцающие узоры (просматриваемые через закрытые веки) могут вызывать галлюцинации, похожие на транс.
Гайсин думал о Dreamachine как о новом виде искусства — «первом объекте искусства, который можно увидеть с закрытыми глазами», — и форме развлечения, которая, по его мнению, могла бы заменить телевизор. Другие увидели потенциал Dreamachine как источника духовного вдохновения.
Берроуз думал, что это можно использовать для «штурма цитаделей просвещения». Поэт Алан Гинзберг сказал: «Это создает оптические поля, такие же религиозные и мандалические, как галлюциногенные наркотики — это все равно, что иметь украшенные драгоценными камнями библейские узоры и пейзажи без применения химикатов».
Эксперименты с мерцанием в искусстве не прекратились с Dreamachine. Другие включали новаторский структуралистский фильм Тони Конрада "Мерцание" (1966), который был первым художественным произведением, включающим предупреждение «может вызывать эпилептические припадки или вызывать легкие симптомы шоковой терапии у определенных людей».
Осколки Бинду художника-концептуалиста Джеймса Таррелла (2010) представляли собой закрытый шар, который бомбардирует наблюдателя стробоскопическим светом. И совсем недавно Collective Act создали свою собственную Dreamachine (2022), произведение искусства в стиле публичного планетария, вдохновленное Gysin's, которое гастролировало по Великобритании.
Наука о ганцфликере
Двести лет спустя после того, как Ян Пуркинье задокументировал физиологические свойства ганцфликера, у ученых все еще нет окончательного объяснения того, как это работает.
Недавняя теория предполагает, что визуальные явления могут быть результатом взаимодействия между внешним мерцанием и естественными ритмичными электрическими импульсами мозга, причем более интенсивные изображения проявляются, когда частоты мерцания и мозга наиболее близки.
Также вероятно, что сильное визуальное мерцание влияет на состояния мозга. Осмысленные видения, измененные состояния сознания и повышенные эмоции могут быть результатом воображаемого внушения, которое усиливается вызывающими транс свойствами ритмической стимуляции.
Что, пожалуй, самое сильное в ganzflicker — это его универсальность. Инженеров, математиков, художников, историков и ученых объединил этот скромный, не содержащий наркотиков способ вызвать драматические изменения в сознании. Новая волна популярности этой темы, несомненно, приведет к озаряющим открытиям в ближайшие годы.