Найти тему
Пси беседка

От чего "сбегают" пограничные клиенты?

Made in Kandinsky 2.1
Made in Kandinsky 2.1

Мои статьи об отношениях между клиентом и психологом в большей степени предназначаются специалистам, моим супервизантам, но не исключено, что они могут быть полезны и самим клиентам. Для них есть возможность посмотреть со стороны на психотерапевтический процесс, особенности контакта со специалистом и, быть может, найти ответы на вопросы, которые так или иначе возникают и не всегда находят ответ.

В этом плане специалист благодаря супервизии имеет больше шансов прояснить запутанные моменты, связанные с тем, как откликаются в работе непростая судьба клиента, его дезадаптивные поведенческие паттерны и особенности структуры психики. Клиенты зачастую, не удержавшись в психотерапии, оказываются в неведении того, что и по какой причине произошло, и вынуждены выстраивать собственные концепции, опираясь на свой опыт, в чем-то существенном лишенный объективности.

Начнем с того, что означает пограничный клиент. Это не диагноз, речь не идёт о пограничном расстройстве личности (ПРЛ) с позиции клинического разбора. Пограничность в психодинамическом подходе питерской отечественной школы и современного психоанализа означает функционирование человека на противоположных полюсах - между нормой и патологией. Часто такие люди говорят о себе, что их "бросает из стороны в сторону", что их "жизнь как качели" и т.п.

Made in Kandinsky 2.1
Made in Kandinsky 2.1

Рефлексивное самовосприятие у пограничных клиентов слабое, даже в случае поддержки они не могут составить адекватный образ себя и своего внутреннего мира, их образ себя весь соткан из противоречий.

Аффекты (чувства) плохо различаются и описываются. Они характеризуются возбуждением, эмоциональной пустотой, отчуждением, отстранением, депрессией и маниакальным настроением. В действительности им очень сложно описать свои чувства. Чаще всего они испытывают хроническое презрение, стыд и гнев. Паника, злость, отвращение, презрение являются постоянными эмоциональными спутниками.

Восприятие других людей противоречиво, часто другим приписываются те аффекты, которые невыносимы для них самих.

В отношении саморегуляции имеются явные сложности, связанные с тем, что пограничные клиенты не могут ждать момента получения удовольствия от удовлетворения импульса или регулировать его дифференцированной системой ценностей, которая регулирует действия. Агрессивные тенденции ведут к саморазрушительным действиям и/или разрушению других.

Отношения с другими сопровождаются чувством угрозы собственным интересам и недостаточным проявлением учёта интересов другого. У людей с пограничной организацией недостаточно развита способность к ментализации, т.е. умение формировать ментальный образ себя, иметь представление о своих потребностях и потребностях другого, уметь конструктивно действовать в соответствии с пониманием данных аспектов.

Отношение к другим людям далеко от позитивного внутреннего образа. Отношения с другими представляются как угрожающие и преследующие. Основной страх - страх быть разрушенным или уничтоженным объектом.

Фактически психика клиента с пограничной организацией зачастую расщеплена - они не видят социально неодобряемых собственных чувств, (гнева, ярости), не замечают, что делают в контакте с другими людьми, донимая их и, образно говоря, "выворачивая наизнанку". Всё позитивное исходит от них, по их мнению, а всё негативное - от других людей.

Можно сказать, что мир пограничного клиента - мир подростка с его колебаниями настроения, стремлением к некой абстрактной свободе, доказательством всему миру собственной значимости и страх быть униженным и растоптанным. Невыросший трудный подросток - так можно охарактеризовать пограничного клиента, стремящегося устанавливать свою власть в контакте с психологом и психотерапевтом.

Фактически фокусом психокоррекции является взросление пограничного клиента.

То, что мы называем интенсивной психотерапией, на самом деле есть ускоренный процесс, направленный на то, чтобы достичь зрелости, задержавшейся на двадцать, тридцать и более лет из-за попытки жить с детским отношением к жизни. Джеймс Бьюдженталь.

Сложность психокоррекции пограничной личности заключается в том, что невыросший подросток по паспорту является вполне себе взрослым человеком, который к тому же нередко бывает достаточно успешен в обществе. Ему и в голову не приходит, что в некоторых сферах жизни он еще не взрослый. Однако сфера его отношений страдает от того, что он продолжает общаться с людьми на уровне подросткового возраста - требует для себя свободы, стремится обойти правила ("правила для других, а не для меня"), избегает контакта с чувствами, поскольку чувства переполняют, но недостаточно рефлексии для того, чтобы их осознать и переработать.

Итак, от чего сбегает пограничный клиент в жизни и в психотерапии?

В жизни люди с признаками пограничности испытывают разнообразные трудности. Им сложно:

  • Контактировать с собственными чувствами. Вряд ли они будут говорить от своего имени и соответственно о своих чувствах. Скорее они будут "влезать под кожу" тем, кто окажется в их поле внимания и не сможет вовремя отстоять свои границы.
  • Выстраивать близкие отношения. Близкие отношения манят и пугают одновременно. Пограничный клиент часто либо угождает в контакте, либо убегает из контакта. Примерно через полгода человек, с которым пограничный клиент вступает в отношения, вызывает разочарование, поскольку способность выдерживать напряжение в конфликтах не развита.
  • Соблюдать нормы общества, морали и нравственности. Человек как будто стремится жить на грани: и остаться в рамках приличий, и в то же время где-то, особенно где это может остаться незамеченным, нарушать всевозможные рамки правил и кем-то обозначенных норм. В связи с этим он легко нарушает границы других людей, не всегда отдавая себе в этом отчёт.

В психотерапии клиент со "структурной дефицитарностью" - выраженным уровнем пограничного функционирования, в терминах немецкой диагностики Boderline, испытывает противоречивые чувства и выстраивает сложные отношения - от тотального недоверия специалисту до восхищения с последующим обесцениванием. Говоря метафорой, взаимодействие с пограничным клиентом напоминает американские горки.

Удержаться в длительной психотерапии пограничному клиенту весьма сложно. Как правило, они часто меняют специалистов, часто нарушают правила сеттинга, неожиданно обрывают работу или исчезают по-английски, а потом могут снова возвращаться через некоторое время и снова уходить. По сути, клиент повторяет свою жизнь и отношение к себе и другим.

Разрывая психотерапевтические отношения, пограничный клиент может сбегать:

  • от изменений, которые несут угрозу его привычному опыту. Он привык жить именно так, как жил до психотерапии. Несмотря на то, что он хочет изменений, внутри живёт много детских страхов, с которыми он справляется якобы из взрослой позиции, используя обесценивание нового опыта.
  • от контакта с собственными чувствами. Клиенту сложно соприкасаться со своими негативными чувствами стыда, зависти, ярости. Он стремится спровоцировать в специалисте эти чувства, чтобы понаблюдать, как с ними обходится психолог, психотерапевт. Раннее отзеркаливание психологом отрицаемых клиентом чувств, когда он ещё не готов соприкасаться со своей теневой частью, будучи не уверен в безопасности контакта со специалистом, может вызывать активный внутренний протест и желание сбежать от пугающей Тени.
  • от необходимости соблюдать чужие правила и границы. Виртуозно нарушая границы других людей, порой не замечая этого, пограничный клиент негативно - вплоть до проявлений ярости - на соблюдение правил сеттинга в отношениях со специалистом. Любые рамки, которые устанавливает другой человек - психолог в психотерапевтическом поле - вызывают бунт, ухудшение настроения, а в случае невозможности отреагировать агрессию даже психосоматические симптомы (головная боль, гипертензия, тревога, сильная усталость).

Существует мнение, что контакт с пограничным клиентом априори содержит в себе ошибку. Сложно контактировать с расщеплёнными частями клиента в условиях регулярно организовываемых им проективных идентификаций. Необходимо быть готовым к тому, что клиент с пограничной организацией психики в любой момент может разорвать отношения, потому что один из вышеперечисленных аспектов отношений к себе и психологу может вызвать сопротивление, связанное с неосознаваемым желанием остаться расщеплённым, чтобы не сталкиваться с негативным образом себя.

© Анжелика Стражкова, 2023. Все права защищены. При использовании материала прямая ссылка обязательна.

Анжелика Николаевна Стражкова - аккредитованный супервизор ОППЛ с правом проведения групповой и индивидуальной супервизии. Договор, учет часов супервизии, накопительные сертификаты.

Для специалистов помогающих профессий предлагаю глубинную полимодальную супервизию в индивидуальном и групповом форматах.

Больше материалов на Телеграм-канале, подписывайтесь на канал Глубинная полимодальная супервизия https://t.me/hypervisia, а так же приглашаю специалистов на Форум супервизора Анжелики Стражковой.

Другие статьи
по супервизии здесь и тут на B17. Статьи не повторяются на разных каналах, поэтому подписывайтесь, чтобы быть в курсе новых публикаций.

Читайте и подписывайтесь на наш канал в Телеграм Психологическая беседка, где вы найдете информацию, статьи, поддержку и тёплое отношение. Участвуйте в обсуждении статей, нам интересно ваше мнение! При необходимости консультации специалистов обращайтесь на наш канал Пси беседка в Телеграм и к помощникам https://t.me/apsyonline.

Группа в вк https://vk.com/hypervisia