Найти в Дзене

Часть 2. Про ТО пеллетного котла

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые пользователи котлов на твердом топливе! Меня зовут Тарасов Александр и последние годы работаю директором сервисной службы компании PelletsGrupp. В этой статье мы просто и честно говорим о профилактике и техническом обслуживании котла.

Чем чище котёл — тем ниже расход топлива

Кто-то может возразить «Да что ему будет, подумаешь, зола, он же железный». Да, скажу я вам, котел железный, есть марки котлов, которые «могут простить» безалаберное отношение, обычно, когда проводим сервис, успокаиваю клиента «Не переживайте, если котёл долго не чистить, он очистится сам, ну, хлопнет разок, оторвёт дымоход, потом просто промойте всю котельную, замените дымоход и до следующего раза, вот ерунда какая: кто-то хранит тэн розжига про запас, а вам нужно лишь пару-тройку дымоходов в сарае держать». Согласен, звучит абсурдно, но и такие вопросы возникают у пользователей.

Сейчас будет немного физики (спонсора нашей компании). Зола — это изолятор, у золы очень низкая теплопроводность, чем больше золы скапливается на поверхностях теплообмена (в трубах теплообменника и на стенках котла), тем больше нужно сжигать топлива, чтобы получить заданную температуру. Проще говоря: чем больше золы, тем выше расход, чем выше расход, тем больше золы и так далее.

Мы говорим о работе котла, а не о системе отопления (если у вас здание на 10.000 квадратных метров с высотой потолков 10 метров и щелями, то котёл 20 кВт у вас будет потреблять так много топлива, что никак чистка тут не поможет, тут всё дело в неправильном подборе системы отопления). Как говорили медведи, кашу Машей не испортишь, так и дополнительной чисткой мы только помогаем котлу работать в более экономичном режиме.

Техническое обслуживание

Сейчас мы попытались разобраться в необходимости периодической чистки самого котла, так как сказать, профилактике в самый разгар отопительного сезона. Но есть ещё и Ежегодное Техническое обслуживание (ТО), а в некоторых случаях требуется и Ежемесячное ТО.

Вспомните то счастливое время, когда дилер топливных котлов или завод-изготовитель, поздравил вас с приобретением нового котла, вы были счастливы, в тот момент вы ощутили себя владельцем новой игрушки, которая позволит вам не зависеть от окружающего мира, от коммунальных служб, от горячих труб в начале мая и от очередных счетов за отопление, можно сказать, что вы обрели независимость и этот счастливый день вы будете отмечать как новый день рождения.

Независимость — дело дорогое, а поэтому поздравляем, у вас скоро начнутся проблемы: с каждым годом ваш котел будет стареть, и чем реже вы его диагностируете (мы это называем ревизией), тем больше хлопот он [котел] вам будет доставлять, и наоборот, чем чаще вы обслуживаете узлы и агрегаты, тем дольше он вам прослужит, следовательно, сохранит ваше спокойствие, ваш бюджет на долгие холодные зимние времена.

Ежегодное ТО

У каждой марки котла имеется регламент технического обслуживания, в котором прописано: что посмотреть, что прочистить, что смазать, на что обратить внимание, что разобрать, собрать и перебрать, а что заменить. И этих «что» очень много, но цель одна: чем профессиональнее и регулярнее это делать, тем дешевле будет стоимость эксплуатации. Для нас, например, цель Ежегодного ТО: восстановить котёл в состояние близкому к новому, а также выдать рекомендации по правильной эксплуатации.

Были случаи, когда для клиента это было новость, например, у Клиента был рабочий авторозжиг, но ему кто-то советовал разжигать котел дровами и поддонами, или, из недавнего, завод-изготовитель требует ставить стабилизатор напряжения, но многие эту рекомендацию воспринимают как «хотите ставьте, хотите нет», из-за падения напряжения в сети до 120В вышел из строя тэн розжига, стоимость которого 4500₽ (стабилизатор стоит около 2500₽).

Клиент две недели ждал тэн, так как на складе они закончились, хорошо что на улице не было мороза в 20-30 градусов. Но есть и положительные примеры, а их, гораздо больше. Конечно, бывают моменты, когда при ежегодном ТО выявляются недостатки, которые мы, согласно, регламенту относим к трём типам: «Критичные, заменить», «Средние, обратить пристальное внимание» и «Мелкие, при желании устранить».

Критичные — за 10 лет эксплуатации стерся шнек, а точнее спираль.
Критичные — за 10 лет эксплуатации стерся шнек, а точнее спираль.

Пример средних недостатков:

Средние — за 4 года эксплуатации уплотнитель «задубел» и отслоился.
Средние — за 4 года эксплуатации уплотнитель «задубел» и отслоился.

Пример мелких и не критичных недостатков:

Мелкие — при обслуживании обнаружилось на шнеке небольшое количество ниток.
Мелкие — при обслуживании обнаружилось на шнеке небольшое количество ниток.

Показанные примеры так или иначе, больше или меньше влияют на работу котла, в первом случае на расход топлива (пеллет), расход увеличивался, но так как неизвестен запас прочности, то шнек «под замену». Во втором — спорно, вроде бы издержки эксплуатации, но можно отнести к критичным: летят искры при работе котла, но устраняется на месте и пожароопасности нет, можно эксплуатировать. В третьем случае: устранили, дали рекомендации, работать будет.

Ежемесячное ТО

Ежемесячное ТО — это малое ежегодное ТО. Ни для кого не секрет, что зимой и летом пеллеты немного отличаются, зимой влажность пеллеты около 10%, а летом стабильно держится на 8-8,5%, следовательно от партии к партии есть отличия, если вы не смогли запастись пеллетами летом, то от месяца к месяцу требуется подстройка (или как мы красиво говорим: «Тонкая настройка») котла. Как раз этим и занимаемся в течение отопительного сезона, помимо этого чистим котёл лучше своего, и выявляем возможные дефекты, если они проявились в процессе эксплуатации. Можно сказать проводим профилактический осмотр на настройку.

Если сравнивать с человеческим организмом: Ежегодное ТО — это лечение зубов в период острой боли. Ежемесячное ТО (оно бывает разным, кому-то 1 раз в неделю, а кому-то 2 раза за сезон) — это профилактика полости рта раз в полгода у дантиста.

*****

Чтобы котел работал без отказов, обращайтесь в PelletsGrupp 🏡

(продолжение следует)