По нашему мнению, минимальная команда для взрывного роста стартапа состоит из трех человек:
- человек про продукт: творец (программист);
- человек про клиентов и метрики: маркетолог (продакт);
- человек про бизнес: биздев, продюсер (CEO).
Почему трое?
Программист и маркетолог - часто люди с разных планет: физик и лирик. А еще чаще маркетолог - это один из технарей, что был покоммуникабельнее.
Программисты - люди умные и самоуверенные, они знают, что могут освоить любую профессию, тем более, такую простую, как маркетинг - за пару месяцев.
И, надо признать, это и правда некоторым удается.
Итак, начать технарь и маркетолог могут, идея драйвит, но когда продукт создан, и сделаны первые продажи - очень сложно перейти от творчества к регулярному бизнесу, сложно даже просто сохранить команду. Неожиданно оказалось, что нужно освоить еще и менеджмент.
И чтобы пройти путь быстро, нужен третий, специально обученный, а еще лучше уже прошедший выше описанный путь - биздев, который:
- для начала на основе того, что сделал творец, родит непротиворечивую бизнес-модель (отвечает на вопрос, как мы завоюем долю рынка?);
- в рамках бизнес-модели сделает продуктовую стратегию (упакует продукт);
- передаст упакованный продукт продакту в масштабирование и сделает так, чтобы процесс создания новых продуктов повторялся на регулярной основе;
- найдет ресурсы, выстроит организационную структуру, бизнес-процессы и инфраструктуру, согласует их с культурой (создаст команду), организует найм и обучение, PR и рекламу и т.п..
А где же творец? Он тут главный, он со своей командой продолжает пилить продукт.
Немного не по идеальному процессу запуска стартапа по Стиву Бланку, да?
Культовую хрестоматию Стива с картой масштабирования стартапа прочитать очень полезно. Он раскидывает по карте подробные артефакты, чтобы Customer Development и Product Development сошлись сходились в ключевых точках.
Но эту книгу и читать то сложно, а делать - тем более.
В реальном мире сначала появляется продукт, а потом появляется и маркетинг, и бизнес.
Интересно увидеть инфографику про минимальную команду стартапа? Отправим всем, кто появится в комментариях.
#стартап #команда #продуктовыйподход