Девяностые у каждого свои. Для одних это была заря свободы и перспектив. Для других — время тотальной безработицы, краха надежд и потери ориентиров. Да, возможно, плохого тогда было больше, чем хорошего. Но мы, дети этой славной эпохи, помним не дефолт и бандитские разборки, а как играли в Dendy и «вышибалы», смотрели «Дисней-клуб» и «Зов джунглей», жевали Turbo и гудрон. В общем, просто были детьми и старались взять от жизни всё. Так же, как и герои сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», третий сезон которого скоро выходит на PREMIER. По этому поводу мы решили вспомнить, что происходило в сериале раньше. А заодно объяснить, почему его непременно стоит посмотреть даже тем, кто девяностые не застал. Осторожно, спойлеры!
Буду погибать молодым
На дворе 1993 год. СССР уже распался, но в ходу всё ещё советские рубли — пополам с долларами. Страной руководит Борис Ельцин. Из всех магнитофонов звучит евродэнс. А 14-летний Санька Рябинин живёт в Туле, ходит в музыкалку, бегает от хулиганов и просто пытается выжить. У него есть младшая сестра Вика, суровая властная мать Надежда, слишком интеллигентный отец Фёдор и два друга: шебутной Вовка и странноватый Илюша. В их компанию неожиданно вливается рыжая пацанка Женька — с этого и стартует история.
Очередной конфликт с хулиганами из соседнего района оканчивается тем, что Санька угоняет и разбивает автомобиль кавказского криминального авторитета Тимура. Небогатую семью, как было принято выражаться, «ставят на бабки». Рябининых выручает Алик, младший брат Нади и лидер банды боевых ветеранов Афгана. Защищая племянника, Алик вступает в конфликт с Зурабом, дядей Тимура и главарём грузинской группировки. Начинается война, из которой никто не выйдет прежним
«Мир! Дружба! Жвачка!» напоминает «Игру престолов» в масштабе спального района. Интриги здесь, может, и попроще, но персонажи ничуть не менее интересны, а сюжет столь же непредсказуем. Даже третьестепенные герои, вроде патологоанатома Демида или малышки Вики, проработаны на отлично. Что уж говорить про безмерно обаятельного Алика или сурового санькиного деда Сан Саныча! Никогда не знаешь, чего от них ожидать… и кто умрёт следующим.
«Афганец» Витя, лучший друг Алика, убивает Тимура и хозяина той самой злополучной иномарки, из-за которой разгорелся весь сыр-бор. Зураб узнаёт об этом и требует у Алика выдать Витю, иначе война перейдёт в горячую фазу. Алик пытается сбежать в Америку со своими родными и девушкой, чтобы их обезопасить, но не успевает. Кавказцы заставляют Витю убить Алика.
Всё это время параллельно магистральному сюжету развиваются побочные, но не менее важные для героев истории. Санька и Вовка соперничают из-за девушки. Федя страдает от творческой нереализованности. Надя пилит мужа и откровенно заглядывается на жуликоватого, но успешного коммерсанта Виталика…
К чести создателей, самые сложные ситуации, от наркотиков до похищения детей, они подают в лёгкой и даже озорной манере. Это ни в коем случае не лишает происходящее напряжения. Но флёра чернушности, свойственного российским фильмам про девяностые, здесь нет. И это просто замечательно. Потому что после одной серии хочется сразу посмотреть следующую, а не поплакать под душем.
Тем не менее, сезон заканчивается очень печально, если не сказать мрачно. Женька уезжает в Германию. Алик мёртв. Надежда изменяет Фёдору со своим начальником. Но в финальной сцене нам дают понять, что тело Алика так и не нашли, и это даёт надежду на продолжение его истории.
Как на войне
Между первым и вторым сезонами сериала проходит год. За это время почти все герои меняются: подростки взрослеют, а их родители привыкают к миру бандитского капитализма.
Санька ждёт любимую Женьку из Германии. Странный паренёк Илюша становится поклонником Толкина, берёт имя Леголас и находит свою Галадриэль (в миру — просто Галю). Вовка встречается с гимнасткой из спортшколы. Место Зураба занимает его сын Бесо, в котором подчёркнутая утончённость сочетается со звериной жестокостью. Надежда работает на Виталика, вовсю строящего свой аналог «МММ». Безработный Федя тонет в бесконечном ремонте и жалости к себе. Витя своим мудрым руководством превращает афганцев из благородных разбойников в обычных рэкетиров.
Но это всё вполне закономерное развитие (или деградация) персонажей. Главный твист сезона, конечно, в другом.
Алик возвращается из мёртвых. Из всей семьи Санька первым узнаёт эту шокирующую новость, призывает дядю мстить… Но тот весь изранен, сломлен внутри, страдает от морфиновой зависимости и вообще ни капли не похож на ту смесь Данилы Багрова с Терминатором, которой был раньше. Месть больше не входит в его планы. А Витя тем временем понимает, что Алик жив. Он сообщает об этом Бесо и они вместе ищут способ окончательно свести в могилу общего врага.
Все эти сюжетные линии многократно свиваются, контрапунктируют, накладываются друг на друга. То, что происходит с детьми, неизбежно отражается на их родителях — и наоборот.
Галя-Галадриэль оказывается дочерью директора завода, который хотят отжать все местные бандиты. Надя отдаёт Бесо свою квартиру в зачёт долга непутёвого Виталика. Витя похищает племянницу Алика, чтобы тот сам пришёл к нему. Всё идёт по плану, но в последний момент предатель спасает своего бывшего друга и командира. На эту сцену, пожалуй, приходится эмоциональный пик всего сериала. В итоге всё заканчивается тем, что взбешённый таким поворотом Бесо со своими подручными просто-напросто расстреливает афганцев прямо у них на базе и становится почти безраздельным хозяином города.
И это только ключевые события сезона! Ни одна из длинных 45-минутных серий не провисает ни на мгновение, столько всего в них происходит. Пересказывать это переплетение событий чрезвычайно сложно, да, по большому счёту, и не нужно. Тем более, материал и так перегружен спойлерами. Поэтому — последний.
В финале Алик едет на завод в самоубийственной попытке отомстить Бесо. Но оказывается, что он не один. Вместе с Витькой они взрывают грузинского главаря, но чем кончается их история, мы пока не знаем. Открытая концовка в духе фильма «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» дарит богатый простор для фантазии. Тем более, что Алик уже возвращался с того света…
Этот сериал — концентрированные девяностые. Здесь смешались челноки и бандиты, попса и русский рок, ликёр амаретто и спирт Royal. Как пела группа «Провода», «весёлый бардак, то с кайфом, то с болью». И эта атмосфера жизнерадостной мясорубки передана в сериале «Мир! Дружба! Жвачка!» просто великолепно. Главное, чтобы получить от просмотра удовольствие, не обязательно помнить девяностые. Так же, как не обязательно быть американцем эпохи Рейгана, чтобы получить удовольствие от «Очень странных дел».
В мае на PREMIER выходит третий сезон сериала «Мир! Дружба! Жвачка!». Так что сейчас самое время вспомнить события предыдущих эпизодов. Ну, или посмотреть их впервые. А мы ещё вернёмся к этому замечательному сериалу. До скорого!
Реклама: ООО «ПРЕМЬЕР»
ИНН: 9702011190
Идентификатор: 4CQwVszH9pSaKxmY8re