Вместе с тем полицейское ведомство допускает проведение учебно-тренировочных спаррингов для бойцов-старожилов подразделений спецназначения МВД, отмечает Orda.kz.
Мы уже писали об инцидентах, произошедших с принятыми на службу молодыми полицейскими-спецназовцами. Напомним, их заставили принять участие в «тестовых» спарринг-боях по рукопашному бою для проверки выносливости и состояния физической формы. Причём противостояли неопытным бойцам коллеги-старожилы из числа штурмовиков.
В результате жёстких боёв один новичок из специального отряда быстрого реагирования (СОБР –Прим. ред.) Департамента полиции Астаны сержант Айдын Ахмет умер 29 декабря 2022 года от кровоизлияния в мозг. Второй новичок из спецназа «Беркут» Нацгвардии МВД сержант Саят Абраев, получил 30 марта 2023 года тяжёлые травмы. Расследуют обстоятельства этих ЧП сотрудники центрального регионального Военно-следственного управления МВД.
В ходе подготовки второго материала мы выяснили, что проведение спарринг-боёв при приёме на работу молодых спецназовцев запрещено Главной военной прокуратурой ещё в 2015 году. Поэтому мы обратились за комментариями в МВД, чтобы узнать, как же тогда командиры СОБРа и «Беркута» допустили эти кровопролитные бои.
Что не запрещено, то можно?
Пресс-служба МВД прислала нам ответ, который ещё больше озадачил нас. Цитируем его дословно:
«Практика проведения спаррингов при приёме на службу в подразделения специального назначения ОВД не практикуется. Вместе с тем, в целях поддержания физической формы действующих сотрудников подразделения, проведение учебно-тренировочных спаррингов на занятиях по боевым приёмам борьбы допускается в строгом соответствии с требованиями Всеказахстанской ассоциации рукопашного боя», – пишет пресс-служба.
О результатах служебной проверки по фактам незаконного проведения спарринг-боёв с участием принятых на службу молодых спецназовцев официальные представители МВД сообщать нам не стали. Поэтому мы не в курсе, понёс ли кто-то из командиров СОБРа или «Беркута» наказание за гибель и увечья новичков.
Зато мы узнали, какие должны соблюдаться условия при проведении учебно-тренировочных боёв спецназовцев-полицейских. МВД перечисляет следующие пункты техники безопасности:
- обязательное наличие экипировки (защитный шлем, костюм (кимоно) для рукопашного боя, пояс, перчатки для рукопашного боя и бинты, капа, защитная раковина для мужчин, протектор на грудь, защитные накладки на ноги);
- ограничена ударная техника (коленом, локтем, головой, прямые удары ногой в голову и шею, затылок, позвоночник, броски на голову, скручивание либо сдавливание головы противника);
- обязательное присутствие медицинского работника.
Родственники пострадавшего бойца «Беркута» Саята Абраева недоумевали, зачем его заставили пройти жёсткое испытание спаррингом, если он устроился на работу обычным водителем? Он же не был бойцом-штурмовиком, непосредственно участвующим в проведении спецопераций? Так зачем Саяту надо было сдавать экзамен командованию части на профпригодность?
Мы переадресовали МВД эти вопросы, однако пресс-служба ведомства не стала отвечать на них. Она просто разъяснила, какие требования предъявляются к кандидатам на должности бойцов-штурмовиков подразделений специального назначения «Бүркіт»:
- стаж не менее одного года службы в рядах Национальной гвардии;
- положительная служебная характеристика;
- наличие высшего образования;
- наличие спортивного разряда по единоборствам или стрельбе;
- медицинское заключение о годности для прохождения службы в подразделении специального назначения.
Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор в спецназ, затем направляются на двухнедельную практическую и теоретическую подготовку, по окончании которой они сдают зачёты.
«По положительным результатам конкурсного отбора формируется список кандидатов для зачисления в кадровый резерв подразделений специального назначения «Бүркіт», – дополняет пресс-служба.
Мы поинтересовались, сколько несчастных случаев было зарегистрировано в различных спецподразделениях МВД за последние пять лет. И вот что нам удалось узнать.
Orda.kz
Да, это третий материал. В первом мы рассказали, как погиб новичок-спецназовец столичного ДП, и на какие проблемы жалуются его коллеги.
Во второй части наш отдел историй разбирался, при каких обстоятельствах получил тяжёлые травмы водитель отряда спецназа «Беркут» Нацгвардии МВД РК, и почему у его родных есть претензии к командованию воинской части.