Найти тему
Аргументы и факты – aif.ru

Ум и эрудиция. В Музее обороны Москвы прошла интеллектуальная игра

   Ум и эрудиция. В Музее обороны Москвы прошла интеллектуальная игра
Ум и эрудиция. В Музее обороны Москвы прошла интеллектуальная игра

Музейные игры

В Музее обороны Москвы представлена история величайшего события, предопределившего судьбы не только нашей страны, но и всего мира — Битвы за Москву 1941-1942 годов. В экспозиции насчитывается 4 тыс. подлинных экспонатов — оружие, личные вещи, документы, фотографии. В фондах — более 65 тыс. единиц хранения.

В год музей посещает в среднем свыше 43 тыс. человек.

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

В конце прошлого года сотрудники обратили внимание на странный феномен. Осмотреть экспозицию приходило очень много школьников 1-9 классов, старшеклассники же находились в явном меньшинстве. Загадка решилась весьма просто. Школьники 10 и 11 классов сильно загружены подготовкой к экзаменам, так что им попросту не до музеев. Но увидеть их в своих стенах всем сотрудникам очень хотелось. Как привлечь старшие классы?

Кому-то пришла в голову отличная идея: пригласим их поиграть — ну, когда еще старшеклассники смогут вспомнить детство! Разумеется, поиграть со смыслом — в интеллектуальную игру, созданную по принципам известной телепрограммы «Что? Где? Когда?». Так родилась фирменная игра Музея обороны Москвы по теме: «Наш город в период Московской битвы».

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

100 граммов Победы

Музейные работники предложили школьникам вопросы из самых разных областей истории. Они касались событий на фронте, жизни в тылу и многих других аспектов.

«Конечно, были сомнения, потянут ли сложную викторину школьники старших классов, замученные подготовкой к ЕГЭ. А играть с уже почти взрослыми людьми в откровенные поддавки тоже не хотелось», — говорит организатор игры Анастасия Персина, сотрудник научно-просветительского отдела музея.

При обзвоне школ, находящихся в шаговой доступности от музея, выяснилось, что ученики загружены и перед Новым годом. Балы, выступления, олимпиады, в том числе по истории... Не все учебные заведения смогли набрать команды из 5 игроков и капитана, но 3 команды из школ Западного административного округа встретились-таки в игре 28 декабря. Роли внутри каждого коллектива менялись по ходу дела, появился и азарт. Одна команда в процессе пошла даже на замену капитана на «полевого игрока».

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

В итоге победила с существенным отрывом 109-я школа. Школы 2025 и 1317 пришли к финишу ноздря в ноздрю. Игра, как ей и положено, оказалась делом непредсказуемым. Школьники с легкостью отвечали на вопросы, которые взрослым казались сложными, и наоборот. Например, их не поставил в тупик вопрос о производстве на московских заводах и фабриках продукции военного назначения. В то же время никто не смог додуматься, что представляли собой «фронтовые 100 граммов». Выдвигались версии про сахар, сало, хлеб. Вопрос так и остался непокоренным, что, видимо, свидетельствует: подрастающее поколение предпочитает воду без газа.

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

Второй сезон

В весенней игре этого года, которую в музее провели в преддверии 20 апреля (годовщина окончания Битвы за Москву), участвовали 5 команд: от школ 1517, 1524, 1580, 1329 и от Московского технологического колледжа. Во всех преобладали ребята, только школа 1524 выставила чисто девичий коллектив. Игра состояла из 5 раундов по 3 вопроса в каждом. И — «минута на размышление».

На максимальное количество вопросов — 6 — ответила команда школы 1580. «Конечно, мы готовились к игре, — рассказал капитан победителей Павел Горобцов. — В этом нам помогала учитель истории. Она скинула нам массу материалов, которые мы тщательно изучали. Многие жертвовали ради этого сном. Например, мы много времени отдавали изучению военной техники, вооружения времен Великой Отечественной войны. Кое-что из этих знаний нам пригодилось и помогло победить».

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

Самые бурные обсуждения и «лес рук» вызвал вопрос: «За что космонавт Береговой получил 2 Звезды Героя Советского Союза — за сбитые немецкие самолеты или за космический полет?» Не смогли ребята догадаться, зачем в СССР во время войны выращивали много хлопка с короткими волокнами, из которого невозможно делать хорошую ткань (для производства пироксилинового пороха). Ответ на вопрос о том, каким паровозам в СССР начиная с 1943 года присваивали индекс «Т» (трофейный), вырвали буквально на последних секундах обсуждения.

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

«Сегодня мне очень понравилось разнообразие мнений. Люди пытались найти ответы, в том числе на те самые трудные вопросы, которые не были засчитаны ни одной из команд. Но при этом полет фантазии просто зашкаливал, — подвел итоги Дмитрий Носков, экскурсовод Музея обороны Москвы, а во время игры — ведущий. — Было видно, что молодежь хорошо знает материал и неплохо "берет” вопросы на логику и сообразительность. А как ребята бились за "черный ящик”!»

   Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы
Фото: пресс-служба Музея Обороны Москвы

В «черном ящике» было пусто, потому что у участников игры спросили, что за головной убор носили экипажи советских бронеавтомобилей марки «Жигули». Конечно, люди постарше прекрасно знают, что «Жигули» — это послевоенная малолитражка, а все советские бронеавтомобили имели индекс БА. Но каких только версий не появилось у старшеклассников...

Дмитрий Носков понял, что игра юным знатокам понравилась. Понравилась она и сотрудникам музея, которые уже думают о следующей и ждут старшеклассников в гости в любое время.

Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц