В целом результаты работы республиканских властей по увеличению количества судозаходов в столицу региона заметны: на круглом столе по развитию туризма, который прошел сегодня в Курултае Башкортостана, заместитель министра транспорта Руслан Гарипов доложил, что если в сезон 2021 года в Уфу было всего 5 судозаходов, то в 2022 году – уже 12, а на 2023 год планируется прибытие 20 кораблей, на которых в столицу Башкортостана приплывут порядка 4000 туристов.
Причем начнут сразу с главного: Гарипов напомнил, что «Мустай Карим» был спущен на воду в Нижегородской области с участием главы республики Радия Хабирова. А важность персоны самого Мустая Карима никому в зале объяснять было не надо: на стихах башкирского поэта в республике выросли более-менее все, а его внук Тимербулат Каримов женат на дочери главы «Роснефти» Игоря Сечина. А «Роснефть», в свою очередь, контролирует «Башнефть», на которой держится до трети экономики республики.
Так что вопрос прибытия в Уфу «Мустая Карима» – не только и даже не столько туристический, а вполне себе политический. Председатель комитета Курултая по туризму Халил Рахимов уточнил у Гарипова, точно ли он не оговорился, когда называл датой прибытия 2 мая, а не 2 июня. Когда замминистра подтвердил, что речь о начале мая, Рахимов умиротворенно отметил, что это как раз время большой воды. Но не тут-то было: присутствующим пришлось напомнить о погодной аномалии 2023 года.
«В этом году у нас уровень воды немного ниже, и поэтому, если дождей не будет, то будет даже проблематика определенная», – уклончиво заявил Гарипов.
Заместителя министра спросили, с какими трудностями в целом сталкивается речная навигация в Башкортостане. «Первый вопрос – отсутствие причальной инфраструктуры. Второй вопрос – критический износ того флота, что имеется в Башкортостане. И третье – маловодье», – ответил Гарипов. Замминистра рассказал, что любой теплоход в Уфу прибывает с Камы – больше просто неоткуда. А значит, идет по Башкортостану более суток и теоретически должен по пути где-то останавливаться. Но ни в Бирске, ни в Дюртюлях, ни в Агидели нет причалов.
Поэтому Минтранс подготовил изменения в программу развития туризма, предусматривающие постройку в республике 7 понтонных пристаней – в Бирске, Дюртюлях, Николо-Березовка, Агидели и еще трех в Уфе. Проблема, однако, банальная: Минфин пока положительного решения о выделении на эти цели денежных средств не принял.
С решением проблемы маловодья ситуация получше, но тоже весьма проблемная. «Дноуглубительные работы проводятся по федеральному заданию. Они поддерживают глубину 2 метра, на 10 сантиметров больше, чем было в 2021 году – тогда было 190 сантиметров. Это вопрос тяжелый, такую глубину еще нужно удержать», – рассказал Гарипов. Собравшиеся констатировали, что единой схемы работы в республике нет, а самым действенным способом решения проблемы маловодья является строительство подпорных плотин. Но этот вариант не подходит из-за чудовищной стоимости и непредсказуемых экологических последствий.
Не лучшим образом обстоят дела и с наличием речного флота в акватории Белой на территории Уфы. Заместитель министра рассказал, что если в прошлом году на прогулочные рейсы ходило три компании, которые перевезли 100 тысяч пассажиров, то в этом году осталось две. Работают они на четырех теплоходах, включая «Чайку» судостроительно-судоремонтного завода. Есть планы по развитию речных перевозок по направлениям Уфа-Бирск-Уфа, Уфа-Павловка-Уфа, но нужны еще теплоходы. И по ним тоже нет положительного решения Минфина.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото glavarb.ru