Найти в Дзене

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 3.

Очевидный и бесспорный шедевр - образ Богоматери Владимирской, украшенный серебряным окладом и драгоценными камнями - поступил в собрание Музея имени Андрея Рублева в 2009 году, когда Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге, Глебе Александровиче Покровском, передала более трехсот предметов русского христианского искусства в дар Музею имени Андрея Рублева. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания памятник не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров, работавших в технике эмали по скани и выемчатой эмали. Среди икон XVIII века, переданных в дар М.А. Покровской, - «Благовещение», написанное, по всей видимости, в Калуге и украшенное в 1797 году превосходным барочным окладом, почти полностью скрывающим ее живопись. Среди произведений XIX — начала XX века в коллекции находились иконы, созданные в наиболее крупных

Очевидный и бесспорный шедевр - образ Богоматери Владимирской, украшенный серебряным окладом и драгоценными камнями - поступил в собрание Музея имени Андрея Рублева в 2009 году, когда Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге, Глебе Александровиче Покровском, передала более трехсот предметов русского христианского искусства в дар Музею имени Андрея Рублева. Икона и оклад выполнены в царских мастерских в 1640-х годах. С момента своего создания памятник не подвергался поновлениям и дошел до наших дней в первозданной сохранности. Он демонстрирует высочайший уровень мастерства придворных иконописцев и ювелиров, работавших в технике эмали по скани и выемчатой эмали.

БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Вторая четверть XVII века. Москва Дерево, темпера; серебро, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, цветные камни, цветные стекла, золочение. 39,2 × 33,5 см. Из коллекции Г.А. Покровского, дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ Вторая четверть XVII века. Москва Дерево, темпера; серебро, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, цветные камни, цветные стекла, золочение. 39,2 × 33,5 см. Из коллекции Г.А. Покровского, дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Среди икон XVIII века, переданных в дар М.А. Покровской, - «Благовещение», написанное, по всей видимости, в Калуге и украшенное в 1797 году превосходным барочным окладом, почти полностью скрывающим ее живопись.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ Первая четверть XVIII века Оклад. 1797 год. Калуга. Мастер Н.С. (?) Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, гравировка, канфарение, золочение. 31,6× 26,5 см; 31,6× 26,7 см (оклад).Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Собрание Музея имени Андрея Рублева
БЛАГОВЕЩЕНИЕ БОГОРОДИЦЫ Первая четверть XVIII века Оклад. 1797 год. Калуга. Мастер Н.С. (?) Дерево, левкас, темпера; серебро, чеканка, гравировка, канфарение, золочение. 31,6× 26,5 см; 31,6× 26,7 см (оклад).Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Среди произведений XIX — начала XX века в коллекции находились иконы, созданные в наиболее крупных центрах иконописания того времени. Об искусстве Палеха периода расцвета можно судить по такому замечательному памятнику, как маленькая икона «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» первой трети XIX века. Несмотря на стандартный для палехских мастеров и широко распространенный сюжет она выделяется среди бесчисленного ряда подобных произведений необыкновенной тонкостью и живостью миниатюрного письма, которое удачно оттеняет и дополняет строгий серебряный оклад в стиле ампир.

ВОСКРЕСЕНИЕ — СОЩЕСТВИЕ ВО АД, С ПРАЗДНИКАМИ Первая треть XIX века. Палех
Дерево, темпера; латунь, чеканка, гравировка, серебрение. 36,9 × 29,2 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
ВОСКРЕСЕНИЕ — СОЩЕСТВИЕ ВО АД, С ПРАЗДНИКАМИ Первая треть XIX века. Палех Дерево, темпера; латунь, чеканка, гравировка, серебрение. 36,9 × 29,2 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровских. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Ряд произведений позднего времени из собрания Г. А. Покровского принадлежит старообрядческой традиции. Это «Иоанн Богослов в молчании», дающий хорошее представление о поморском иконописании, двухрядная икона с избранными святыми «романовских писем», а также икона относительно редкого сюжета «Символ веры» — прекрасный образец «подстаринного» письма, которым славились иконописцы Мстёры.

Несколько замечательных по уровню исполнения икон выполнены в стилизаторской — под древнюю живопись — манере, ставшей популярной на рубеже XIX–XX веков благодаря возросшему интересу к древнерусскому художественному наследию. Среди них наиболее показательны такие произведения, как «Святой князь Михаил Тверской», «Чудо в Хонех», а также «Вход в Иерусалим».

БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ Начало XX века. Москва. Дерево, темпера; 31,5 × 26,5 см.  Из коллекции Г.А. и М.А. Покровского. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ Начало XX века. Москва. Дерево, темпера; 31,5 × 26,5 см. Из коллекции Г.А. и М.А. Покровского. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Многие иконы собрания, как древние, так и поздние, украшены великолепными старообрядческими окладами XIX — начала XX века. Характерные стилистические приемы позволяют связывать создание великолепной иконы «Мученица Пелагия» конца XIX –начала XX века в окладе известной московской фабрики Д.М. Шелапутина с мастерской О.С. Чирикова, знаменитого иконописца-старинщика, выходца из Мстёры. Возможно, образ был написан его сыновьями Григорием и Михаилом, продолжившими дело отца, умершего в 1903 году. Работы мстерских иконописцев, многие из которых так же, как и О.С. Чириков, в конце XIX века осели в Москве и открыли здесь мастерские, отличались следованием традициям древнерусской живописи, виртуозной техникой миниатюрного письма, тонкостью колорита.

МУЧЕНИЦА ПЕЛАГИЯ 1899–1908 годы. Москва. Икона: Мастерская И.С. Чирикова или мастерская братьев М.И. и Г.И. Чириковых (?). Оклад: Фабрика золотых и серебряных изделий Д.М. Шелапутина. Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение
31,2×26,6×2,9 см. Из собрания Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева.
МУЧЕНИЦА ПЕЛАГИЯ 1899–1908 годы. Москва. Икона: Мастерская И.С. Чирикова или мастерская братьев М.И. и Г.И. Чириковых (?). Оклад: Фабрика золотых и серебряных изделий Д.М. Шелапутина. Дерево, темпера; серебро, чеканка, гравировка, золочение 31,2×26,6×2,9 см. Из собрания Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. Собрание Музея имени Андрея Рублева.

Иконную часть собрания дополняет малоизвестная акварель В. М. Васнецова «Святитель Алексий Московский» 1907 года. Художник был одним из родоначальников неорусского стиля, который убедительно отразил основные художественные принципы модерна в иконе. В период создания этого произведения он работал над эскизами мозаик церкви благоверного князя Александра Невского в Варшаве. Сам эскиз послужил основой для созданной двумя годами позднее иконы святителя Алексия, возможно, связанной с 530-летием со дня кончины святого.

СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ. 1907 год. В.М. Васнецов. Бумага, уголь, карандаш, смешанная техника; 38,5 х 27,9 см Из коллекции Г.А. Покровского. Собрание Музея имени Андрея Рублева
СВЯТИТЕЛЬ АЛЕКСИЙ МОСКОВСКИЙ. 1907 год. В.М. Васнецов. Бумага, уголь, карандаш, смешанная техника; 38,5 х 27,9 см Из коллекции Г.А. Покровского. Собрание Музея имени Андрея Рублева

Среди множества икон, приобретенных Г.А. Покровским или полученных им в дар от благодарных пациентов, находятся подлинные шедевры живописи и ювелирного мастерства, - памятники его коллекции рассказывают многовековую историю русского христианского искусства . Сразу после получения коллекции в музее состоялся ее показ на выставке «Древности из собрания Глеба Александровича Покровского», где была представлена бόльшая часть произведений. Они продолжают изучаться и экспонироваться, публикуются в каталогах выставок, с неизменным упоминанием имени дарителей.

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 1.

Реликвия рода Годуновых. Шедевр из собрания Г.А. Покровского

Как экспонаты попадают в музей. Коллекция Г.А. Покровского. Часть 2.

___

Спасибо за лайки и комментарии! Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые рассказы о нашем музее и его экспонатах!