После поездки в Тарусу захотелось показать этот милый городок глазами тех, кто здесь вдохновлялся и творил.
Первым, кто открыл живописные красоты Тарусы был великий русский художник Василий Дмитриевич Поленов. В начале 1890-х годов он поселился на берегу Оки, на противоположной стороне от Тарусы. Окрестности городка и виды, открывающиеся на реку, вдохновили художника на написание лиричных пейзажей. Он изображал Оку во все времена года. Предлагаю вам полюбоваться его жизнерадостным летним пейзажем, наполненным солнечным светом.
Также с начала 1890-х годов В Тарусу на каждое лето стал приезжать с семьей Иван Владимирович Цветаев, и уже в первый год своей жизни летом 1893 года с ним приехала будущая поэтесса Марина Цветаева. С Тарусой были связаны её прекрасные воспоминания детства и юности, и Тарусе она посвятила значительную часть своего творчества.
Марина Цветаева
Ах, золотые деньки…
Ах, золотые деньки!
Где уголки потайные,
Где вы, луга заливные
Синей Оки?
Старые липы в цвету,
К взрослому миру презренье
И на жаровне варенье
В старом саду.
К Богу идут облака;
Лентой холмы огибая,
Тихая и голубая
Плещет Ока.
Детство верни нам, верни
Все разноцветные бусы, –
Маленькой, мирной Тарусы
Летние дни.
1910—1911 гг.
А в усадьбу к Василию Поленову стали приезжать его друзья-художники, которые не остались равнодушными к чудесным видам на город. Так и на творчество Марии Якунчиковой сильное влияние оказала дружба с семьей Поленовых, особенно она была близка с младшей сестрой художника Еленой. И в этот период Якунчикова создает первые свои лирические пейзажи.
На картине Марии Якунчиковой мы видим паром, который перевозит пассажиров из города на другой берег. А у Марины Цветаевой в её знаменитом осеннем стихотворении «медленно тянется барка вниз по Оке…».
Марина Цветаева
Осень в Тарусе
Ясное утро не жарко,
Лугом бежишь налегке.
Медленно тянется барка
Вниз по Оке.
Несколько слов поневоле
Все повторяешь подряд.
Где-то бубенчики в поле
Слабо звенят.
В поле звенят? На лугу ли?
Едут ли на молотьбу?
Глазки на миг заглянули
В чью-то судьбу.
Синяя даль между сосен,
Говор и гул на гумне…
И улыбается осень
Нашей весне.
Жизнь распахнулась, но все же…
Ах, золотые деньки!
Как далеки они, Боже!
Господи, как далеки!
1909
Старшая дочь Марины Цветаевой, Ариадна Эфрон, по образованию была художником. Когда после 15 лет лагерей в 1956 году Ариадна была реабилитирована, она вернулась в Тарусу и провела здесь последние 19 лет своей жизни. В 1961 году она писала в письме: «Осень хороша здесь, зелень порыжела, облетела, стало далеко-далеко видно, и как бы я иной раз ни злилась на то или другое, а мудрый этот покой все равно лечит душу». Ариадна Эфрон много сделала для сохранения наследия своей матери.
В 1902 году в Тарусу переезжает известный скульптор-анималист Василий Ватагин. А весной 1905 года по приглашению Ивана Цветаева вместе с семьей перебирается на окский берег и Виктор Борисов-Мусатов, живописец-пейзажист, который написал здесь свои лучшие акварельные и пастельные работы.
И этому пейзажу очень созвучно стихотворение Татьяны Петровны Мельниковой (1938-2019), поэта, прозаика и журналиста, для которой Таруса была родным городом.
Татьяна Мельникова
Ока
1.
В проеме оконном моем, словно в раме,
Изменчивый летний пейзаж:
Река, где-то рядом,
Блистает и манит.
И вдруг пропадает, исчезнув в тумане,
Мерцает, как дальний мираж.
Бывает, и ты под влияньем мгновенья
Нежданно меняешь свое настроенье…
…
А в 1928 году в Тарусу в гости к Ватагину приехал его друг художник Николай Петрович Крымов, который сразу полюбил красоту тарусских далей. И после военных лет, когда его здоровье было сильно подорвано и он почти совсем не работал, именно Таруса стала его творческой реабилитацией. Так как художник с трудом ходил, под мастерскую был оборудован балкон дома. Отсюда он и писал свои тарусские пейзажи.
Интересно, что Таруса была ещё и местом, куда «высылалась» неугодная власти творческая интеллигенция. Об этом написала свою повесть-летопись «Таруса – 101-й километр» Татьяна Мельникова.
Одним из таких опальных поэтов был Владимир Корнилов. Его поэма «Шофер» была опубликована в знаменитом альманахе «Тарусские страницы». А про саму Тарусу можно узнать из его одноименного стихотворения.
Владимир Корнилов
Таруса (Ларе)
Татары кричали:
– Там руса!..–
С тех пор и легенда крепка,
Что будто отсюда Таруса
Пошла – городок и река.
Здесь великолепны ландшафты,
И многие селятся тут,
С охотой оставили шахты,
Теперь на приволье живут.
Казалось бы, крохотный город,
А словно за речкой Орда,
Сегодня раздором расколот,
Хоть вовсе не езди сюда.
Такое в Тарусе смешенье
Решений, умов и идей,
Прожектов, советов и мнении,
Что нищ Вавилон перед ней.
... Иные умаются скоро –
И прочь от осин и полян,
И прочь от раздора и спора
Наладятся за океан.
Другие, невзгоду осиля,
Обугленным духом тверды,
Ждать будут явленья России,
Какая была до Орды.
И что-то придумают третьи,
Четвертые — тут же их в дым!..
И пятые веско ответят
Шестым, и седьмым, и восьмым.
… Кто хочет – лови на наживку,
Кто может – давай на блесну!..
Я тоже долбаю машинку,
Но вряд ли кого соблазню.
И вару хватает, и жару,
И тоже меня б занесло,
Да только решать за державу
Совсем не мое ремесло.
В остатке двадцатого века,
Где на миллиарды расчет,
Отдельная жизнь человека
Едва ли кого привлечет.
...Татары кричали:
– Там руса!..–
И стоек легенды угар.
Но помню со школы: Таруса
Стояла еще до татар.
Еще не нагрянули гости,
А кто-то в спокойном году
Корябал свое на бересте:
“Жить горько и невмоготу...”
С 1934 года в Тарусе жил Александр Григорьев, он занимался поддержкой художников, организацией творческих командировок и выставок. В 1937-м он был репрессирован под надуманным предлогом, но после возвращения снова поселился в тихом городке Калужской области. Таруса стала его вторым домом.
Два лета подряд в 1957 и 1958 году по соседству с Александром Григорьевым снимал домик известный поэт Николай Заболоцкий. За несколько месяцев, которые он здесь прожил, поэт написал много стихов, и не только про Тарусу. Заболоцкому так приглянулся город, что он захотел приобрести себе здесь дом, чтобы жить круглый год. Но его планы не сбылись, осенью 1958 года Николай Заболоцкий умер.
Остались воспоминания Паустовского о поэте: «В этом городке жил незадолго до смерти замечательный наш поэт Заболоцкий. Он оставил несколько прекрасных стихотворений о городке, о ясности окружающей природы — очень русской, очень мягкой и очень разнообразной. Особенно хороши «Вечера на Оке»:
Николай Заболоцкий
Вечер на Оке
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, не очарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
1957
Тарусу запечатлел в своих работах и советский художник-график, известный иллюстратор детских книг Давид Хайкин. На одной из его живописных работ можно увидеть площадь города 1950-х годов.
Ещё позже в 1981 году в Тарусу начинает приезжать на лето Белла Ахмадулина. Она со своим мужем, театральным художником Борисом Мессерером создаст для полюбившегося города альбом «Таруса», в котором будут собраны его акварели и цикл её стихов о Тарусе.
Белла Ахмадулина
Возвращение в Тарусу
Пред Окой преклоненность земли
и к Тарусе томительный подступ.
Медлил в этой глубокой пыли
стольких странников горестный посох.
Нынче май, и растёт желтизна
из открытой земли и расщелин.
Грустным знаньем душа стеснена:
этот миг бытия совершенен.
К церкви Бёховской ластится глаз.
Раз ещё оглянусь — и довольно.
Я б сказала, что жизнь — удалась,
всё сбылось и нисколько не больно.
Просьбы нет у пресыщенных уст
к благолепью цветущей равнины.
О, как сир этот рай и как пуст,
если правда, что нет в нём Марины.
16 (и 23) мая 1981
Борис Мессерер рассказывал: «У нас никогда не было своего дома в Тарусе, мы всегда снимали там дачу и жили в Москве. Но именно Таруса вызывает у меня чувство родины».
А Варлам Шаламов, известный своими «Колымскими рассказами», так отзывался о Тарусе: «Старинный дачный городок московского культурного пограничья». Свое стихотворение он посвятил Надежде Мандельштам, часто гостившей у Паустовских.
Варлам Шаламов
Таруса
Карьер известняка
Районного значенья,
И светлая река
Старинного теченья.
Здесь тени, чье родство
С природой, хлебом, верой
Живое существо,
А вовсе не химера.
Не кладбище стихов,
А кладезь животворный,
И – мимо берегов –
Поток реки упорный.
Хранилище стиха
Предания и долга,
В поэзии Ока
Значительней, чем Волга.
Карьер известняка
Районного значенья,
И светлая река
Старинного теченья.
1964
В 1960-е годы в Тарусе построил себе дом известный российский живописец, народный художник России Эдуард Браговский. На многих своих работах он изобразил этот город.
В очерке «За красоту родной земли» великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский писал:
«За Тарусой давно установилась слава одного из самых живописных мест Средней России. Густые смешанные леса, горы, звонкие речушки, соловьиные рощи, широкие дали, Ока и множество прекрасных и неожиданных аспектов русской природы издавна привлекали в Тарусу художников. Таруса стала приютом многих мастеров нашей живописи. Здесь жили и работали Поленов и Борисов-Мусатов. Здесь работали и работают художники Крымов, Ватагин и многие другие.
Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства, как место плодотворного вдохновения».
Паустовский провел в Тарусе последние 13 лет своей жизни и по своему завещанию был похоронен на берегу реки Таруса.
А Маргарита Алигер написала в память о нем трогательные строки:
Маргарита Алигер
17 июля 1968 года
Провожала Паустовского Россия
К тихому последнему порогу.
Принимались дождики косые,
Обмывали длинную дорогу.
Широко, далёко, в тихом горе
День стоял неяркий, сизый, русый.
На высоком окском косогоре
Хоронила Паустовского Таруса.
Паустовского Таруса хоронила,
На руках несла, не уронила,
Криком не кричала, не металась,
Лишь слеза катилась за слезою.
Все ушли, она одна осталась
И тогда ударила грозою.
Над высокой свежею могилой
Застонало небо, гром загрохал,
Полыхнуло с яростною силой.
Отпевала Паустовского эпоха.
И это только малая часть того, что написано про Тарусу и в Тарусе.
Подскажите, чьё творчество вам наиболее близко?
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить рассказы про интересные тарусские музеи и знаменитые имена, с ними связанные.