Найти тему
РБК Тренды

Реферальная программа: что это такое и зачем она нужна людям и бизнесу

Оглавление

Все больше компаний используют реферальные программы. Лояльные клиенты рады рекомендовать компанию в обмен на скидку или другие бонусы. Рассказываем, что это за программы и как на них заработать

   Freepik
Freepik

Содержание:

  • Что это
  • Как на ней зарабатывают
  • Плюсы
  • Минусы
  • Примеры

Что такое реферальная программа

Реферальная программа — это маркетинговый инструмент, который стимулирует процесс сарафанного радио. Компания мотивирует действующих клиентов советовать продукт своим друзьям и близким. За успешную рекомендацию клиент получает вознаграждение: например, бонусные баллы, промокод на скидку, бесплатный продукт, подарок или деньги.

Такое сотрудничество выгодно как бизнесу, так и клиентам. Бизнес быстро и недорого находит новых клиентов, клиенты-рекомендатели радуются заработанным подаркам и привилегиям. Реферальные программы популярны везде, где есть онлайн: их используют ретейлеры, маркетплейсы, банки, сотовые операторы, туристические компании, онлайн-школы и т.д.

Реферальный маркетинг считают одним из самых эффективных. Потребители в большей степени доверяют рекомендациям своих друзей и фолловеров, чем традиционным формам рекламы.

Реферер — тот, кто пригласил нового участника. Реферал — участник программы, который пришел по рекомендации.

   «ВкусВилл» обещает вознаграждение за заказы друзей и подписчиковсеть магазинов «ВкусВилл»
«ВкусВилл» обещает вознаграждение за заказы друзей и подписчиковсеть магазинов «ВкусВилл»

Виды реферальных программ

По задачам

  • Привлечение новых клиентов — клиент рекомендует друзьям компанию, ее товары, услуги, предложения.
  • Привлечение сотрудников — работодатель предлагает денежное вознаграждение за успешную рекомендацию кандидата на конкретную позицию.
   Skyeng выплачивает денежный бонус за успешную рекомендациюонлайн-школа Skyeng
Skyeng выплачивает денежный бонус за успешную рекомендациюонлайн-школа Skyeng

По форме рекомендации

  • Реферальные ссылки — классический инструмент рекомендации. Клиент размещает ссылку на своей странице в соцсетях или отправляет ее друзьям в мессенджере. Пользователь переходит по ссылке со встроенным персональным кодом, который отображает, кто привел клиента. Иногда компании создают специальные реферальные шаблоны (черновики сообщений), которые можно отправить одним нажатием кнопки вместе с реферальной ссылкой. Это упрощает процесс рекомендации.
  • Промокоды. Для отслеживания рекомендации используются индивидуальные промокоды. Новый приглашенный клиент (реферал) вводит его в специальном поле при оформлении заказа или же называет администратору/продавцу (в офлайне).
   «Еаптека» предлагает покупателям переслать промокод друзьяминтернет-магазин «Еаптека»
«Еаптека» предлагает покупателям переслать промокод друзьяминтернет-магазин «Еаптека»

По типу вознаграждения:

  • скидка;
  • бонусы;
  • бесплатный продукт/подарок;
  • деньги;
  • процент с продаж.
   Skillbox начисляет 16% с каждой покупки приглашенных пользователейобразовательная платформа Skillbox.
Skillbox начисляет 16% с каждой покупки приглашенных пользователейобразовательная платформа Skillbox.

По модели:

  • Односторонняя — вознаграждение получает только тот, кто приглашает друга.
  • Двусторонняя — если вы привели друга, то выгоду получите и вы, и ваш друг.
   Реферальная программа МИФа: вы получаете денежное вознаграждение, а ваш друг — скидку на первый заказиздательство «МИФ»
Реферальная программа МИФа: вы получаете денежное вознаграждение, а ваш друг — скидку на первый заказиздательство «МИФ»

Как зарабатывать на реферальной программе

Необходимо отслеживать реферальные программы компаний и участвовать в них: размещать реферальные ссылки и промокоды на своей странице в соцсетях или отправлять их друзьям в мессенджерах. Возможно, среди ваших знакомых есть те, кому конкретное предложение покажется актуальным. Такой способ пассивного заработка особенно эффективен, когда у пользователя есть аудитория подписчиков, доверяющих ему.

Плюсы реферальной программы

  • Возможность получить пассивный доход или выгоду в виде бонусов и скидок.
  • Рекомендация проверенного на себе сервиса или услуги может оказаться полезной для друзей.
  • Рефералы тоже получают выгоду, если это двусторонняя программа.

Минусы реферальной программы

  • Рекомендатель может чувствовать стеснение и чувство вины за то, что он якобы хочет нажиться на своих друзьях.
  • Рекомендация может не оправдать ожидания реферала. Например, маркетплейс, в который его пригласили, сильно задерживает доставку заказа.
  • Репутационные риски. Рекомендующего могут воспринимать несерьезно, с недоверием и презрением, если реферальная программа напоминает сетевой маркетинг.
  • Скорее всего, результат от этой работы будет нескоро.

Примеры реферальных программ

Сеть магазинов «Лента»

Что нужно сделать? Пригласить нового пользователя к участию в программе лояльности. Для этого прислать ссылку-приглашение из личного кабинета.

Какие условия? Рефералу необходимо выпустить карту программы лояльности и совершить по ней покупку.

Какая выгода? Кешбэк 10% с первой покупки друга.

Сеть магазинов «Спортмастер»

Что нужно сделать? Пригласить друга в мобильное приложение по ссылке.

Какие условия? Реферал должен скачать приложение и совершить покупку на сумму не менее ₽1 тыс. в течение 14 дней.

Какая выгода? 500 бонусов рефереру и рефералу.

Книжный интернет-магазин «Лабиринт»

Что нужно сделать? Скопировать код в личном кабинете и отправить друзьям.

Какие условия? Важно, чтобы реферал раньше не заказывал ничего в «Лабиринте». Количество приглашенных пользователей не ограничено.

Какая выгода? Рефералы получат скидку 30% на все товары, а реферер — 10% на счет от оплаченной рефералом суммы.