«Нюрнберг» оказался намного хуже ожиданий. Отечественные фильмы о войне или вокруг войны при всех огромных финансовых и технических возможностях всегда губит несовершенный сценарий и наплевательское отношение к результату. «Нюрнберг», увы, не стал исключением.
Массовый зритель, чувствуя фальшь, как ребенок вмиг вычисляет ложь, на фильм не пошел, «Нюрнберг» провалился в прокате и не стал событием, а актеры, задействованные в ленте, стерлись из памяти, за исключением эпизодических ролей Евгения Миронова и Сергея Безрукова (к ним просто привыкли).
У «Нюрнберга» два пролога. Если первый по ходу действия картины объясняется, то второй - главный герой неторопливо выделывается в разрушенном Берлине - явно лишний и только съедает драгоценное время зрителя.
Далее, впрочем, намного хуже. «Нюрнберг» - не история про суд над верхушкой нацистской Германии, «Нюрнберг» - про Нюрнберг, несколько дней из жизни немецкого городка, куда нелегкая забросила капитана Волгина.
Капитан, продолжающий после Победы службу в Берлине, по божественному проведению - не иначе, получает пачку писем от пропавшего брата, которые тот писал из Нюрнберга погибшей в блокадном Ленинграде маме.
Загоревшийся идей найти родное сердце, капитан напрашивается в советскую делегацию на Нюрнбергский трибунал, там как раз зачем-то нужны храбрые оперативники. Капитан оказывается в Нюрнберге, где его встречают по высшему разряду и селят в скромную квартирку немецкой тетки, ненавидящей русских (другого жилья для советского офицера в огромном городе не нашлось).
Делать капитану в Нюрнберге нечего, целыми сутками он слоняется по улицам или сидит на галерке в зале трибунала, наблюдая воочию за историческим судом.
Изредка полковник дает капитану задания: забрать тайный архив фашистов - капитан попадает в засаду, доставить на суд плененного фельдмаршала - капитан попадает в засаду. Ребенку понятно, что где-то в советской разведке протекает, а зрителю тем более - режиссер Лебедев то и дело показывает крупным планом гаденькое лицо предателя (офицер, помогая нацистам, мстит за репрессированных в 1938 году родственников - каков сюжет!).
Советские военные раз за разом, бросаясь словами, подчеркивают, что союзники против них, трибунал может окончиться оправданием нацистов, которые на скамье подсудимых выглядят, как банда гангстеров на пенсии. И это несмотря на железобетонные доказательства зверств нацистов - художники «Нюрнберга» поработали на славу и претензий к абажурам из человеческой кожи нет.
Капитан увидел ее в толпе и сразу влюбился. Русская Лена в красном берете, угнанная нацистами в лагерь и дожившая до конца войны. Волгин, узнав, что девушка была в плену, называет ее предательницей, но чувства берут верх. Ну и брат, как выясняется, был в плену, а брат предателем быть не может.
Параллельно нацистское подполье пытается сорвать трибунал и освободить узников. Вожак сопротивления - утонченный нацист, который - вот совпадение! - тоже жаждет найти брата капитана, который в лагере был кем-то вроде личного художника.
Финал заранее известен. Нацистов осудят и повесят. Капитан Волгин брата не найдет, но увезет Лену в советскую Россию, прихватив с собой немецкую девочку, дочку адвоката Геринга. Зачем? - в «Нюрнберге» много «зачем» и «почему», поэтому лучше лишний раз не спрашивать.