Найти тему
От худшего к лучшему

Бегущий по лезвию: различия в фильме и книге

"Бегущий по лезвию" - один из самых знаковых фильмов 80-ых и карьеры Ридли Скотта в частности. Конечно, все уже знают эту историю неудачи проекта в год выхода: провал в прокате, непринятие фильма из-за выпуска версии, отличной от версии режиссёра, все дела.

Я же любви к Бегущему никогда не питал - мне он казался просто добротной фантастикой и не более. Изначально я вообще не собирался делать статью про этот фильм, но меня в комментариях спросили об этом. А я решил, что если объём у книги будет небольшой, то я без проблем куда-нибудь статью вклиню. И вот - страниц всего 37, я проглатываю их за один вечер. Но тут-то и началось самое интересное. Хотя остаётся лишь страница, но книга, глядя на размеренный темп повествования, будто бы не собирается заканчиваться. И тут я дохожу до последней страницы, где мне пишут, что это конец ознакомительного фрагмента. Затем я скачал полную версию, где было 559 страниц.

Книга про "Бегущего по лезвию" написана Филиппом К. Диком - у писателя я уже также разбирал и "Особое мнение". Дик - писатель-фантаст, и на самом деле очень даже интересно было взглянуть на неограниченную фантазию человека касательно будущего в 60-ых. Но ещё интереснее то, как это будущее обыграют экранизации. Спойлер - ровным счётом никак.

Что меня удивило больше всего, так это отсутствие в книге как репликантов, так и самого звания Бегущий по лезвию. Я читал книгу в двух переводах: в первом случае Декарда называют охотником за премиальными, во втором - охотник на андроидов. И я не думаю, что это дважды косяк переводчиков (тем более что в самом начале книги упоминалось, что у неё существует культовая экранизация, да и само название переведено верно. Да и вообще, книга носит название "Мечтают ли андроиды об электроовцах?") . Видимо, Декард - бегущий по лезвию в метафорическом смысле, особенно на фоне размышлений главного героя. Репликантов в книге тоже никаких нет - всех андроидов так и называют, ну или сокращённо анди.

Что ещё примечательно - это уже вторая из двух экранизаций по Дику, которая умалчивает про Мировую войну. И если в "Особом мнении" эта деталь была просто фоном и дополняла мир, то в Бегущем без этой подробности просто не обойтись. Но создатели обошлись. В фильме нет упоминаний того, как люди пришли к такому "прогрессу". Я думал, что я что-то мимо ушей пропустил, но, глянув пару обзоров, понял, что не знакомые с книгой про войну в мире Бегущего не знают.

Что-то похожее попытался добавить Дени Вильнёв в сиквеле - но там это был блэкаут, санкционированный андроидами, которые уничтожили все электронные записи.

Кстати, упоминаются в книге три страны: США, Канада и, сюрприз, СССР. Да, это как ра та реальность, в которой Советский Союз бы не распался, к тому же оставаясь страной весьма развитой и местами даже передовой. В фильме Ридли Скотта про политическое устройство мира ничего сказано не было, поэтому обратимся за помощью к Дени Вильнёву. Он тоже прямым текстом не поведал про СССР, но так как я и 2049 для разбора пересматривал, то во время этого пересмотра случайно заметил вывеску, где был упомянут СССР. Так что да, по лору фильмов "Бегущего по лезвию" Союз тоже ещё существует.

Так вот, начинается фильм буквально с той сцены, на которой закончился ознакомительный фрагмент книги. Правда, сначала происходит короткая сцена допроса возможного андроидами при помощи теста Войта-Кампфта, в ходе которого андроид убивает проводящего тест. В фильме не упоминается личность убитого, но я думаю, что это был охотник за премиальными Дейв. Как раз ему было поручено поймать прилетевших андроидов. И в книге он даже уложил двух, но сам был ранен и отправлен в больницу. Причём в книге этот персонаж выживает, а также вообще не участвует в событиях книги.

Андроид-убийца же скорее всего является аналогом Полокова. Он прилетел вместе с группой Роя Бати, выдавал себя за полицейского русского происхождения, но в итоге был убит Декардом.

Теперь перейдём к тому, как произведения преподнесли Рика Декарда. В фильме герой выглядит крутым и эффектный благодаря харизме Харрисона Форда. Но только вот он отошёл от дел и больше не Бегущий по лезвию. Его огромными усилиями заставили вернуться на работу. В книге всё было совершенно по-другому. Во-первых, Рик вполне официально работал и никакой легендой в отставке не был. Во-вторых, первое его появление происходит в мрачной локации не менее мрачного будущего - открывается персонаж в тёплой домашней обстановке. В книге у него даже есть жена, но про каких-либо других родственников автор умалчивает.

С женой у Декарда намечается кризис отношений. У жены депрессия, она не то чтобы без ума от своего мужа, а также регулярно пользуется эманатором - тоже штукой, для которой не нашлось места в экранизации. Функционал эманатора прост: вводишь специальный код, а прибор подстраивает твоё настроение под нужное тебе. И жена постоянно включает себе депрессию и не лучшим образом проводит время. Рик же большую часть дня проводит на работе.

Но для начала Рик сходил к своей овце - как выяснилось, искусственной. Тут мы возвращаемся к войне в сеттинге этого мира. Видимо, Третья Мировая не просто перекосила толпы народу - она чересчур негативно отразилась на всей планете. Для начала, из-за использования разного оружия практически по всей планете разнеслась губительная для всего живого пыль. Полностью исчезли многие виды животных, а иметь хотя бы одно настоящее животное было невероятно престижно. Плохо воздействует пыль и на человека - долго в полном здравии ему не прожить. Кто-то из-за пыли зарабатывает себе заболевание, которое помешает ему переселиться на другую планету - он просто становится дурачком.

В фильме же на это были только намёки. В открывающей сцене допроса якобы Полоков говорил, что никогда не видел черепах. Книга же буквально начинается со сводки, что вот умерла старая черепаха, подаренная ещё в 1777 году путешественником капитаном Куком вождю аборигенов острова Тонга. Ей было почти двести лет. Ещё по ходу повествования была сцена с несколькими страусами. Страус - вот какое животное хотел себе Декард после усыпления двух андроидов.

Но перейдём наконец к сцене знакомства Рика и Рэйчел. И суть этих сцен в общем-то аналогична, но фильм сделал её скучнее. Декарда отправили в отделение компании, являющейся лучшей на поприще по производству андроидов. Там он встретил главу компании вместе с его племянницей и попутно помощницей. И там и там ему нужно провести тест Войта-Кампфта над Рэйчел. И в книге этот момент был полюбопытнее. Во-первых, добрый дядя с вопросом на лице сказал, что хотел бы узнать, кто перед ним - андроид или человек? В фильме же он буквально сразу указывает, что Рэйчел является андроидом. Во-вторых, это напряжение сцены. В фильме это рядовая и мало чем примечательная сцена. В книге же благодаря тому, что мы наблюдаем за скрупулёзной работой Рика, проникнуться напряжённости момента в разы проще. В-третьих, фильм непростительно сухо подал информацию по поводу Рэйчел. Просто миловидная девушка, которая просто понравилась Рику. В книге она за словом в карман не полезет, весьма оригинально отвечая на поставленные вопросы ( хотя иногда Рэйчел из фильма повторяет за книжным прототипом). Ну и, наконец, в-четвёртых, это итог этого эпизода. В фильме он буквально сразу выявил, что Рэйчел является андроидом, не встретив буквально никакого сопротивления в свой адрес. Рэйчел даже говорит, что догадывалась о своём статусе. В книге всё обыграли по иному. Когда Рик заявил, что Рэйчел Роузен ( в фильме у неё, кстати, другая фамилия - Тайрелл) является андроидом, то дядя с племянницей начали доказывать, что охотник ошибся. Рэйчел предоставила доказательства - свои воспоминания, она помнила, как до 14 лет слонялась в космосе, а потом была сослана на Землю. Тест Войта-Кампфа же, на данный момент являясь самым точным выявителем андроидом, канул бы в лету, так как мог приговаривать настоящих людей буквально к смерти. Это был настолько неожиданный и "быстрый" поворот, что он поначалу по крайней мере меня вводил в заблуждение.

Мистер Роузен, ведя свою игру дальше, предложил Рику сделку. Рик бы из этой сделки получил для себя настоящую сову, возможно, последнюю в мире. Дело в том, что в преддверии всех последствий войны многие животные начали скоропостижно умирать - и в первую очередь это коснулось сов.

Но Декард не растерялся - задав ещё несколько вопросов, он выявил, что Рэйчел Роузен является андроидом и вроде как удовлетворённым покинул здание. Правда, пошатнулась его вера в то, что у людей и андроидов есть принципиальные отличия. Ну и ещё выяснилось, что та сова всё-таки является лишь подделкой. В фильме от совы осталась лишь малюсенькое камео - она уселась на своё место, посмотрев на зрителя своими красно-роботизированными глазами.

Итак, Декард начинает охоту за андроидами. И в фильме его работу заметно упростили - Ридли Скотт предложил поймать Рику только лишь четверых андроидов. В книге же их было восемь, но двоих успел убрать охотник Дейв.

Книжный Декард отправился на встречу с русским агентом из всемирного полицейского управления - но это была ловушка, а русский на самом деле был андроидом Полоковым. И хотя главный герой был на волоске от смерти, но в последний момент успел выстрелить в анди, тем самым усыпив его. Следующим в его списке значилась оперная певица Люба Люфт.

Фильмовый Декард же шёл по следу Роя Бати со свитой, наводки привели его в один из клубов, где была девушка с искусственной змеёй - что означало, что она как-то замешана в этом деле. Пройдя через весьма некомфортную сцену погони, Рику удалось застрелить Зору. На мой взгляд, фильм в этой сцене ссылался на персонажа Любы Люфт. Девушка-андроид, участвовавшая в сценических выступлениях, в итоге убитая Декардом.

Только вот в фильме за неё было кому мстить - это и сделал Леон, который был в открывающей сцене. А так как очевидным прототипом для Леона послужил Полоков, почивший до ввода в сюжет Любы, то и смерть её оказалась неотомщённой.

Прилетев в театр, где выступала Люфт, Декард пришёл к ней в гримёрку и устроил допрос при помощи теста на андроидов. Но Люба вызвала полицию, так что Рика задержали. Привезли его в полицейское управление, но не в его. Дальше пошла просто невероятная дичь - и главного героя, и читателя поставили под сомнение: а действительно ли всё происходившее было правдой? Рик не числился в списках охотников за премиальными, знать не знал про другой полицейский участок, глава этого участка Гарленд сообщил, что участка Декарда не существует. А сам Гарленд числится в списке Рика на усыпление. Тут у меня поплыли просто тысячи теорий, что же произойдёт дальше - интрига в книге очень мощная. Мне показалось, что на этом моменте автор закинет удочку в пользу того, что Декард может быть андроидом. Но всё пошло по иному пути.

Гарленд послал за Филом Решем - охотником за премиальными из этого управления. Тут не используется тест Войта-Кампфта, а тест Боннели. Благодаря этому тесту можно выявить, кто в конторе является андроидом. Глава и охотник вступили в небольшой конфликт, но в итоге последний пошёл за оборудованием для теста, оставив Рика наедине с Гарлендом. И последний сообщает, что все в этом здании являются андроидами, хотя благодаря вживлённой памяти даже не подозревают об этом. Когда Реш вернулся, то уже осознал тот факт, что Гарленд на самом деле андроид, и с лёгкостью усыпил. Через эффектный трюк оба охотника покинули это заведение.

Отправились они к Любе Люфт с мотивом усыпить её. Причём, Фил Реш и сам мог оказаться андроидом, чего очень боялся. Хотя говорил, что странно, что он андроид, ведь у него есть настоящее животное - белка, которую он очень любит.

Рик же испытывал очень противоречивые чувства. Сам он думал, что Реш является андроидом, поскольку слишком хладнокровно относится к убийству своих якобы собратьев. Рик ещё и начал постепенно проникаться к андроидам, даже сочувствовать им. Люба Люфт, которую всё-таки усыпил Фил Реш, была в его глазах невероятно талантливой оперной певицей. И когда она в качестве последнего желания попросила купить для неё альбом, то Рик это сделал. Хотя буквально сразу же Люфт погибла, а Рик сжёг этот альбом, напрасно потратив 25 долларов.

Другой Декард тем временем получает на орехи от Леона, который мстит за Зору. Но Рика вовремя спасает Рэйчел, которая до этого момента считалась пропавшей, тоже попав в список для усыпления. Но после спасения Рик не стал её усыплять.

При проверке Реша на тесте Войтма-Кампфта выясняется, что тот всё-таки не андроид. Рик доставляет усыплённых в отделение, получая три тысячи премиальных, на которые покупает козу. После едет домой к жене, размышляя о будущем своей карьеры - а точнее, об уходе в отставку. Так как он чуть не умер дважды, а ему ещё предстояло завалить трёх андроидов.

Но разберём перед этим приключения Роя Бати и его друзей.

В фильме он, явившись на Землю, не сидел сложа руки. Он сразу же пошёл по своим создателям - выяснять, сколько ему осталось, как можно продлить свою жизнь. Но приходит к неутешительному итогу. Вместе с Роем ходили ещё двое - Прис и Леон. Когда Леон уже откололся от группы, то два других обосновались в квартире изобретателя, где позже и сразились с бегущим по лезвию.

В книге же нам сначала представили Дж. Р. Изидора. Из-за пыли его посчитали дурачком на основе данных исследования, поэтому он не мог покинуть планету. Он жил в заброшенном здании, в полном одиночестве. И однажды к нему заявилась девушка, что сначала представилась Рэйчел Роузен, но после просила называть Прис.

Изидор влюбился в неё, поэтому всегда был готов прийти на выручку. Через какое-то время к Прис присоединились друзья: двое, у обоих была фамилия Бати, как будто бы это муж и жена.

В фильме тоже был Дж. Р., только не Изидор, а Себастьян. Как я говорил, он был изобретателем - в его доме было много различных роботов. Ещё у него был один дефект: в 25 лет он выглядел на 50, потому что был подвержен преждевременному старению.

Книжный Изидор же ничего не изобретает, а работает в фирме, которая чинит электронных животных. Ещё, так как друзей у него нет, то общается он лишь с коллегами по работе строго по делу. А Себастьян даже поигрывает в шахматы со своим начальником Тайреллом, но постоянно проигрывает ему.

Перед финалом Рой Бати убивает Тайрелла, так как тот не в состоянии увеличить жизнь Нексус-6. За кадром, очевидно, прощается с жизнью и Себастьян.

А книжный Рик тем временем готовится к бою с последними андроидами. Он всё-таки согласился на уговоры и вышел на охоту, но в последний раз. И готовился весьма оригинальным способом: позвал на помощь Рэйчел ( позвал, так как она сама ему предложила помощь в поимке андроидов, но в первый раз Рик отказался. Лишь когда во второй раз чудом избежал смерти, то решил, что в третий фортуна ему не улыбнётся), вместе они выпили в гостиничном номере и переспали. А половой контакт между живым человеком и андроидом является незаконным.

Но существенным образом Рэйчел никак не помогла охотнику, лишь посеяла в его душе сомнения и сказала, что Прис неотличима от неё самой. Плюс, после бурной ночи по суждениям Рэйчел Рик бы больше не смог усыплять андроидов.

Но Рик всё же отправился к дому Изидора, в котором трое андроидов уже устроили засаду. Благодаря чудесному эмпатоскопу Рой Бати сделал всё так, что при входе охотника за премиальными аппарат сразу бы начал вселять страх в убийцу, что дало бы им преимущество.

Но пока Рик летел, андроиды и Изидор смотрели по телевизору программу Бастера Френдли. А Изидор вдруг обнаружил настоящего живого паука, показал его новой компании, которая отреагировала весьма странно. Прис задалась вопросом: а сможет ли паучок прожить без нескольких конечностей, отщипывая по лапке. Когда количество достигло трёх, то Изидор не выдержал, забрав паучка и унеся подальше. Когда же Изидор выпустил бедное и уже погибшее существо, то тут-то его и взял на мушку Декард.

Фильмовый Рик тоже приходит на квартиру Изидора, где сначала встречает Прис. Но погибает девушка-андроид довольно быстро, толком ничего Рику не сделав. Теперь противостояние шло один на один: Рик против Роя, человек против андроида. И тут, в отличие от книги, лор хоть как-то обыграл тот факт, что существуют андроиды. Рой Бати в сражении с Риком очевидно пользуется нечеловеческими способностями - не чувствует боли, поэтому способен пробить стены головой, а руки гвоздями безболезненно. И, что очень важно, в итоге Рик потерпел поражение и погиб бы, если бы злодей того не спас.

Книжному бегущему же очень повезло, так что это напряжение, которое обещал автор, мол, главный герой не переживёт этих событий, а в одиночку ему не справиться, оказались пшиком. Рик с Изидором ворвались в комнату к андроидам, где Рик буквально сразу и без особых стараний усыпил всех своим лазером. И ни один из андроидов ровным счётом не проронил ни слова. Когда работа была выполнена, то Рик сел за штурвал своего летающего кара и отправился к побережью, в места очень отдалённые от цивилизации в нынешнее время.

Фильм тем временем показывает, очевидно, свой самый известный эпизод: Рой Бати говорит о мгновениях, которые затеряются во времени... И я никогда не понимал, каким таким образом персонаж пришёл к таким выводам. Сама по себе цитата великолепная, но я не могу понять, с чего Рой Бати решил такое сказать. За 2 часа хронометража его функционал в сюжете невелик: он ходит по своим создателям в попытках прожить дольше отведённого. Его попытки оказываются тщетными, так что он, убив несколько человек, готовился ко встрече с бегущим. Сначала я думал, что причина в его прошлом: все эти его приключения, о которых нам и не снилось, возможно, сильно повлияли на его мировоззрение. Но в таком случае он должен был вести себя так же и в тот момент, когда прибыл на Землю. Мы как будто пропустили уйму событий Роя на Земле, где он получает мотивацию для своего лучшего монолога. Я могу найти объяснение разве что в том, что персонаж смирился со своей судьбой. Поняв, что сильно дольше он не проживёт, он принял свою трагичную судьбу. Но в таком случае Ридли Скотт предлагает нам странную мораль: раз не получится, то просто сдайтесь. А может, это был обманный манёвр. Так как персонаж Рутгера Хауэра отрицательный, то зритель не должен идти у него на поводу, что в таком случае делает его монолог бессмысленным. В общем, если кто-то понял суть сцены, то напишите, правда очень интересно.

В книге же никакого монолога у Роя не было, да и вообще все андроиды выглядят достаточно безлико по отношению к Рику, Изидору или даже Рэйчел. Но со временем я осознал, что такое бремя положил на себя Мерсер. В экранизации о нём нет ни слова, но на деле это своеобразный основатель религии мерсеризма. Я не придавал ему значения при прочтении, поскольку эта деталь казалась мне слишком уж ненужной для статьи. На деле в финале он пригождается герою. Опустошённый Декард, чьи мысли были заняты мёртвой козой ( которую убила Рэйчел) бродил по горе, куда прилетел на своём ховеркаре. Там в него попадает камень, а он продолжает идти, аки Мерсер. Причём сам Мерсер как будто бы говорит с ним, наставляя на истинный путь. Такое не то чтобы легко описать, но если говорить чётко и по делу, то именно здесь случается аналог монолога Роя Бати.

Рик неожиданно находит жабу, которая считалась вымершей. По приезде домой он показывает её жене, но та утверждает, что жаба - лишь электронная подделка. Рик, уставший и обессиленный, ложится спать. На этом книга заканчивается.

Фильмовый Рик же приходит к Рэйчел, они вместе собираются бежать и жить счастливо. Так как мы тут рассматриваем режиссёрскую версию, то хэппи-энд с закадровым голосом Декарда сменяется открытым финалом. В нём Декард понимает, что его напарник Гафф был здесь, но Рэйчел не убил. А на полу Рик заметил бумажного единорога, словно из его сна. Тут и прокрадывается сомнение, что бегущий может быть репликантом. В книге же такой вопрос не ставится, а персонаж очевидным образом является человеком. На этом и фильм заканчивается.

Подводя итог, можно сказать, что на этот раз мой выбор между фильмом и книгой без каких-либо но очевиден: книга лучше. Я доселе не встречал таких экранизаций, которые упустили просто кучу всего интересного из книги, будучи лишь лентой по мотивам. Причём, случай беспрецедентный. Кино, упустившее просто кучу деталей из книги, тем не менее не просто хорошее, но ещё и культовое. Я же ранее не особо ценил "Бегущего по лезвию", мне лента Ридли Скотта казалась просто качественной фантастикой на 7 из 10. Теперь же моё отношение к картине ухудшилось: книга превосходит фильм практически во всём. Даже несмотря на отсутствие постоянного цитирования, книга, как мне кажется, гораздо глубже, напряжённее и интереснее. На мой взгляд, у неё всего два недостатка. Во-первых, это абсолютно бесполезные андроиды. А во-вторых, в переводе все персонажи то и дело говорят ок`ей, что меня дико бесило. Фильм обладает своими достоинствами, но мне всё же кажется, что в сравнении с работой Филипа Дика он в разы слабее. Впервые в этой рубрике настолько уверен в победе книги, а что вы думаете на этот счёт?

Следующее Различия в фильме и книге будет по "Затерянному миру" Артура Конан Дойля и Стюарта Орма.