Найти тему
Benelli Россия

Как подготовить мотоцикл к сезону

Оглавление

Весна пришла! Снега становится всё меньше, а чистого асфальта — больше. «Почему бы мне уже не выехать?» — зудит в голове у каждого мото­циклиста. Классическая ситуация с ангелом и демоном, которые нашёпты­вают через плечо. Один: «Давай, заводи, поехали!», а другой — «Сиди дома! Рано ещё...» Ехать действи­тельно рано. Ведь сначала надо подгото­вить мотоцикл к первому выезду. Рассказываем, как это сделать.

Конечно, проще всего достать телефон и позвонить специально обученным людям. Возможно, вы даже не пред­ставляете, какое количе­ство людей с радостью готово взвалить на себя все ваши проблемы. Приедут на машине, погрузят в неё ваш мотоцикл, отвезут в сервис, сделают всё, что положено, и даже чуть больше. Потом привезут обратно, а вам останется только сверкнуть карточкой и можно садиться в седло — «давать команду братьям, вверх поднимая кулак».

Если же что-то в этой идеальной картине мира не срастается — например, под рукой нет телефона тех самых специ­альных людей, свободных денег или кредитной карты, то всё придётся делать само­стоятельно. Рецептов подготовки к первому весеннему выезду существует множество, а мы расскажем про самое важное.

-2

1. Осмотрите мотоцикл

Сняли чехол, обошли по кругу, посмотрели: нет ли на земле пятен масла или подтёков каких-либо других жидкостей? Скорее всего их и не будет — если ничего не текло осенью, то вряд ли потечёт зимой, когда мотоцикл стоит без движения.

Имеет смысл покачать байк на подвеске — пусть застояв­шиеся аморти­заторы поработают, погоняют масло. Потрогайте рукой блестящие части перьев передней вилки и штоки задних аморти­заторов (если достанете). Почув­ство­вали, что на них осталось масло? Это нехорошо — возможно, рассохлись сальники и придётся обращаться в сервис. Сухо? Значит, нет причин для беспокойства.

Поищите следы жизнедеятель­ности крыс. Увы, грызуны — это реалии подземных гаражей и паркингов. Если следы есть, внима­тельно осмотрите всю проводку. Погрызенный провод может сильно осложнить вам жизнь. Наруше­ние изоляции желательно найти ещё до того, как вы накинете клемму на аккумулятор.

-3

2. Подключите аккумулятор

Если осенью, ставя мотоцикл на прикол, вы забыли скинуть с аккуму­лятора клемму, то сразу снимайте батарею и несите её на зарядку. А если вы всё сделали правильно и перед зимовкой аккуму­лятор отключили, то можно попробовать завести мотоцикл. Возможно, вам повезёт.

Накидываем клемму, включаем зажигание… Признаков жизни нет? На зарядку! Есть — крутим стартер. В случае, если он провора­чивает мотор, но тот не заводится, можно «прикурить» от другого мотоцикла, авто­мобиля или специально прине­сённого с собой запасного аккуму­лятора или бустера. Когда мотор завёлся, мотоцикл следует выкатить на улицу и дать поработать ему на холостых оборотах минут 20–30. При исправном генераторе этого вполне достаточно, чтобы взбодрить застояв­шийся аккумулятор.

Если у вас старая карбюраторная модель, то прежде чем заводить мотоцикл, проверьте: открыт ли краник бензобака и подкачайте бензин. На инжекторных мотоциклах ничего этого делать не надо.

-4

3. Проверьте шины

Аккумулятор жив, мотор прогрелся — можно ехать? Сначала надо внимательно осмотреть шины и проверить давление в них. За зиму оно могло сильно упасть. Если это случи­лось, надо искать причину: подтравли­вание по краю обода, утечка из ниппеля или торчащий где-то в покрышке гвоздь или саморез. Проблему, понятное дело, надо устранить. Какое давление нормальное — можно посмотреть в инструкции к мотоциклу. Если её нет, то поищите в интернете или накачайте хотя бы 2,5 атм.

Заодно можно оценить состояние шин в целом. Как правило, осенью, перед закрытием сезона, резину никто не меняет — все стараются доездить до зимы на старой. А вот весной самое время заняться этим. По ПДД, допустимая остаточная глубина протектора шины мотоцикла должна составлять не менее 0,8 мм. Честно говоря, этого даже мало. Но главная проблема изношенной мото­циклетной резины — это даже не стёртый протектор, а наруше­ние геометрии профиля. В попереч­ном сечении шина должна быть круглой! А когда стирается её централь­ная часть, то круг стремится превратиться в квадрат или прямо­уголь­ник. Если это становится заметно даже невооружён­ным глазом, то покрышку пора менять. Про трещины, порезы или торчащие из резины нити корда и говорить не стоит — сразу на помойку!

-5

4. Поменяйте масло и фильтры

Теперь, когда вы убедились, что и колёса в порядке, можно ехать. Но недалеко — до ближайшего сервиса или мастер­ской, чтобы поменять масло. Некоторые пред­почитают делать это осенью, перед тем, как поставить мотоцикл на хранение, но это непра­вильно. За зиму новое масло непременно окислится и потеряет часть своих полезных свойств. Поэтому замену лучше пере­нести на весну. Можно даже не проверять уровень масла после зимовки: какая разница? Всё равно сливать и менять. Есте­ственно, вместе с фильтром. Тут всё как в автомобиле.

Не забудьте заодно заменить и воздушный фильтр. А сняв старый, обяза­тельно выгребите из эйрбокса (ёмкости, где он был установ­лен) всю скопив­шуюся там грязь и песок.

-6

5. Проверьте тормоза

Вообще-то, план технического обслуживания мотоцикла включает в себя множе­ство пунктов — как и в случае с авто­мобилем. Но мы же хотим поскорее поехать? Поэтому останавли­ваемся только на самом необходимом.

Важно обратить внимание на уровень тормозной жидкости и состояние тормозных колодок. Причём лучше всего проверить плотность жидкости специ­альным прибором. Дело в том, что она очень гигро­скопична и впитывает влагу. А чем больше воды в составе тормозной жидкости, тем ниже становится темпера­тура закипания. Закипит — останетесь без тормозов!

И ещё: на современных мотоциклах с продвинутыми системами ABS замена тормозной жидкости — операция не самая простая, поэтому её лучше доверить специалистам.

Зато состояние тормозных колодок можно оценить само­стоятельно — на глазок. И не пугайтесь, если их толщина составляет всего 2–3 милли­метра. Это не страшно, ещё походят. Мото­циклетные колодки изначально значи­тельно тоньше авто­мобиль­ных, поэтому три милли­метра — это ещё жить можно, а вот один — уже плохо. Поменять их, кстати, совсем не сложно. При желании справитесь!

-7

6. Обратите внимание на привод

Если у вашего мотоцикла есть цепь, то будет совсем не лишним проверить её натяжение. Провисание — это нормально, но со временем оно увеличи­вается. А натянутая как струна цепь очень быстро выйдет из стоя, и заодно убьёт ведущую и ведомую звёзды.

Провисание определяют на глаз, примерно посередине между звёздами. Достаточно просто подцепить пальцем цепь в самой нижней точке и поднять её до упора вверх. Ампли­туда движения должна составлять не более 3–4 см. В против­ном случае надо подтяги­вать. Обычно это делается за счёт перемещения заднего колеса по направ­ляющим прорезям в маятнике. Ослабляем крепёж и сдвигаем колесо назад — цепь, соответ­ственно, натяги­вается. Закручи­ваем гайки обратно и можно ехать.

Хуже, если двигать колесо уже некуда, тогда придётся покупать новую цепь. Есть, конечно, умельцы, которые сокращают старую на парочку звеньев и ставят её обратно, но это плохое решение. Если цепь так сильно вытянулась, лучше уже не экспери­ментиро­вать — в худшем случае она может порваться на ходу, да ещё и заклинить колесо...

Примерно то же самое касается и приводного ремня, который используется вместо цепи, например, на мотоциклах марки Harley-Davidson. Отличие лишь в том, что его допустимое провисание значительно меньше — до 2 см.

А вот состояние карданного привода, как например на многих моделях BMW, можно проверить только при разборке в условиях мастер­ской. Сами вы там ничего не увидите.

-8

7. Прислушайтесь к своим ощущениям

Вот теперь точно можно ехать! Но аккуратно, прислуши­ваясь к поведению мотоцикла и собствен­ным ощуще­ниям. Допустим, где-то в подшипниках появился опасный люфт — в рулевой колонке или в ступицах колёс. Осенью вы его, скорее всего, не заметили бы. Просто потому, что подобные дефекты прогрес­сируют медленно и мото­циклист, который ездит каждый день, успевает к ним привыкнуть. И в итоге не чувствует изменений.

Но когда за зиму вы отвыкли от мотоцикла, то сразу заметите, что что-то где-то не так. Прислуши­вайтесь к своим ощущениям — первые кило­метры самые показа­тель­ные. Если вас что-то беспокоит, не списы­вайте это на мнитель­ность, а непременно проверьте и устано­вите причину. Помните, что рассыпав­шийся подшипник рулевой колонки при неблаго­приятном стечении обстоя­тельств вполне может стоить жизни. Будьте внима­тельны. И — хорошего мотосезона!

-9

Текст: Иван Владимиров