Что такое настоящий праздник театра - яркий, незабываемый, в полной мере смогли ощутить те, кто побывал в Государственном Кремлёвском Дворце на балете «Чиполлино». В восторге были все, независимо от возраста. Динамичная, эмоциональная и очень образная музыка Карена Хачатуряна, изобретательная хореография и режиссура Генриха Майорова, впечатляющая сценография Валерия Левенталя и, разумеется, достойное восхищения мастерство артистов театра «Кремлёвский балет» - вероятно, вы и сами уже понимаете, что при таких слагаемых успех был априори гарантирован.
И всё же на сей раз этой констатации явно недостаточно. Потому что в данном конкретном случае обычная – даже в превосходной степени – оценка будет неточной. Как, собственно, всегда и случается, когда заходит речь о чем-то по-настоящему вдохновляющем, почти волшебном. Театральное чудо, когда оно случается, как раз ведь из этой серии. А оно-то как раз и случилось в этот вечер в Большом зале Кремлёвского дворца.
На самом деле спектакля ждали с нетерпением: так вышло, что в афише «Кремлёвского балета» его не было давно. А потому знатоки поспешили приобрести на него билеты заранее. Многие приходили целыми семьями, и старшие ребята с удовольствием объясняли младшим, что есть что.
Признаться, когда я увидела, как много в зале совсем крохотных детишек, подумала, что им, наверное, ещё рановато смотреть балетный спектакль. Но, видно, нынешние дети и впрямь опережают в скорости развитии прошлые поколения - двух-трехлетние зрители, не говоря уже о девчушках и мальчуганах постарше, увлечённо погружались в происходящее на сцене действо, трогательно сопереживали персонажам увлекательной сказки и, опережая взрослых, с восторгом кричали: «Браво!», а ещё - «Чиполлино!», стремясь поддержать любимого героя в трудной для него ситуации.
Это на самом деле была та атмосфера, ради которой, по большому счёту и существует театр. Атмосфера полного доверия со стороны зрителей к тем людям, которые распахивают перед ними двери в иную реальность, возникающую благодаря магии истинного искусства здесь и сейчас. Перешагнув заветную черту и оказавшись в потоке, вы уже никогда не вынырнете из него прежними. Но гарантированно станете, как модно сегодня говорить, лучшей версией себя. И в дальнейшем ни за что не упустите новой возможности совершить очередную трансформацию с помощью театра. Вдохновляющая перспектива, не правда ли?
Многие наверняка хорошо представляют себе содержание повести Джанни Родари «Чиполлино» - той самой, что рассказывает о находчивом и смелом мальчике-луковке и его друзьях, благодаря которым жизнь в одной южной стране и впрямь стала солнечной. Но на всякий случай вкратце напомним сюжет поставленного по ней спектакля.
Итак, в небольших домиках сказочного городка живут добрые и веселые герои: Чиполлино с семьей - мамой Чиполлой, отцом Чиполлоне и сестрёнкой Чиполлетой, девочка Редисочка с родителями, мастер Виноградинка, кум Тыква, профессор Груша, который с удовольствием играет для всех на скрипке… Но есть в этом небольшом государстве и совсем другие обитатели: алчный принц Лимон, который решил получать со своих поданных деньги за то, что светит солнце, идёт дождь и дует ветер, а также состоящий у него на службе синьор Помидор и две графини Вишни…
Чиполлино случайно наступает на ногу принцу Лимону, и вот беда: его отца Чиполлоне кидают в тюрьму, а следом, по приказу синьора Помидора солдаты разрушают домик старика-Тыквы… Что же теперь делать? Конечно, исправлять ситуацию! И неугомонному Чиполлино при помощи верных помощников, в числе которых окажутся и прекрасная Магнолия, и замечательный Вишенка, совсем не похожий на своих знатных родственниц, это удается. В финале все, кого несправедливо притесняли принц Лимон и его окружение, радуются новой жизни в уютном городе, объединяющем настоящих друзей.
Прелесть этого балета заключается в том, что каждый из действующих лиц изъясняется ясным, понятным даже для самых юных зрителей языком, при этом мы видим на сцене по-настоящему сложное, высокохудожественное хореографическое произведение, рассчитанное именно на семейный просмотр, то есть универсальное в плане адресованности зрительской аудитории.
Постановщик балета Генрих Майоров (1936-2022) в своё время пояснял: поскольку спектакль «Чиполлино», в первую очередь, рассчитан все-таки на ребят, необходимо, чтобы при соблюдении требующейся условности жанра, они, тем не менее, могли без труда ориентироваться в происходящем. То есть нужны чёткая фабула и особые выразительные средства, позволяющие мгновенно «считывать» ключевые характеристики персонажей. Соответственно, в каких-то случаях в движениях артистов оправданно преобладают элементы народного и эстрадного танца (Чиполлино, Редисочка, кум Тыква), в каких-то - строго классического (графини Вишни, Магнолия, Вишенка). Иными словами, манера пластической речи у каждого из героев узнаваема и строго индивидуальна, что делает постановку более наглядной и по-хорошему иллюстративной.
Заметим, от артистов в этом спектакле требуется не только прекрасное владение техникой танца, но и незаурядное актерское мастерство, ведь создаваемые характеры должны быть предельно убедительными – так, чтобы у юных и взыскательных зрителей не возникло ни малейшего сомнения в правдивости происходящего.
И вот мы видим на кремлёвской сцене напыщенного, недалёкого служаку синьора Помидора, который того и гляди лопнет от ощущения собственной значимости; кокетливого, вечно рисующегося перед публикой принца Лимона, которого, похоже, по ошибке когда-то скрестили с Нарциссом; чопорно-манерных графинь Вишен, не расстающихся со своими лорнетами. И, с другой стороны, доброго, нежного графа Вишенку, открытого миру и глубоко влюблённого в прекрасную Магнолию - о, её завораживающий танец околдовывает не меньше, чем аромат этого экзотического цветка.
Но, конечно же, самые азартные, заводные, решительные, в меру дерзкие, весёлые и отважные герои - это любимцы детворы Чиполлино и Редисочка, верные друзья, всегда готовые прийти на помощь. Музыкальная и пластическая темы у каждого из этих героев строится в мажорной тональности, каждое их появление на сцене - волна энергии и позитива.
Весь балет, кстати, в целом невероятно позитивен, в том числе, и массовые сцены строятся так, что своим внутренним ритмом по-настоящему заводят зрительный зал, который буквально вступает в резонанс с происходящим на сцене и, в свою очередь, тоже заряжается положительными эмоциями.
Обратите внимание: при том, что артисты создают подчеркнуто узнаваемые образы, хореографически партия каждого из главных действующих лиц по-настоящему сложна, за их виртуозными дуэтами и вариациями зал следит затаив дыхание. То есть «Чиполлино» - это полноценный балетный спектакль, который по уровню технической сложности соответствует запросам самой взыскательной аудитории.
Вывод? Если вы ещё не видели этот спектакль, при первой возможности непременно побывайте на нём всей семьёй. Кстати, балет идёт в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – заслуженный артист России Сергей Кондрашев), и живая музыка в великолепном исполнении, конечно же, многократно усиливает впечатление от просмотра. К тому же «Чиполлино» - отличный вариант для первого знакомства ребёнка миром хореографического искусства.
Ну и, возвращаясь, к недавнему показу: главные партии в спектакле исполнили: лауреат международных конкурсов Дмитрий Прусаков (Чиполлино); лауреат всероссийского и международных конкурсов Александра Криса (Редисочка); лауреат всероссийских и международных конкурсов Егор Мотузов (граф Вишенка); заслуженная артистка России Екатерина Первушина (Магнолия); Михаил Евгенов (Принц Лимон); лауреат Всероссийского конкурса хореографов Никита Высоцкий (синьор Помидор). В этот вечер было и несколько новых вводов. Так в партии одной из графинь Вишен мы впервые увидели лауреата международного конкурса Анастасию Тетерину - вместе с лауреатом всероссийского конкурса Алиной Каичевой, «графиней со стажем», они составили выразительный дуэт; брата Редисочки впервые станцевала Яна Буравчикова, кума Тыкву - Олег Крошкин, одного из трёх стражников - Амир Салимов. Впервые исполнили свои партии и двое из четырёх танцовщиков, изображавших полицейских, - Эдгар Егиазарян и Алексей Казанцев.
После спектакля зрители ещё долго вызывали на бис исполнителей и горячо обсуждали увиденное. Это и вправду было классно!
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца
Фото: Екатерина Лола