Найти тему
Российская газета

Кольцо истории замкнулось: Бойцы ДНР установили памятник товарищам, отбившим танковую атаку ВСУ, на том месте, где в 1941 году шли бои с фашистами

Оглавление

На въезде в Углегорск, небольшой город в ДНР, у развилки старой мощенной камнем дороги, тянущейся вдоль железнодорожных путей, бросаются в глаза аккуратная, выложенная плиткой площадка, крест, камень с мемориальной табличкой и цветы в снарядных гильзах. Так выглядит памятник погибшим товарищам, который установили местные ополченцы. Здесь в 2014 году небольшой отряд простых шахтеров заставил отступить колонну бронетехники ВСУ. А в 1941 году с той же стороны на город наступали фашисты. Им тогда тоже дали достойный отпор. Теперь кольцо истории замкнулось. Мемориал у дороги словно увековечил память героев далекой и современной истории Донбасса.

Автоматы из шурфа

Корреспонденту "РГ" удалось встретиться с углегорцами, вышедшими 12 августа 2014 года против украинских танков. Когда наблюдатель, дежуривший на подступах к Углегорску, сообщил по телефону (телефонная связь тогда работала, и нужды шифроваться еще не было), что на город движется украинская колонна, решено было встретить ее на скрытых передовых позициях.

Железнодорожная насыпь, окопы в густой посадке и удобный изгиб дороги позволяли устроить засаду и нанести неожиданный удар. Но было понятно, что бой будет непростым. Наблюдатель посчитал машины противника и доложил: в колонне идут пять танков, десять БМП, три БТР и микроавтобус со снайперами.

- А нас было 15 человек и небольшой отряд ополчения из Енакиева, - рассказывает командовавший в том бою Сергей Бумагин, ныне - атаман округа им. Кондратия Булавина. - Помню, в тот день стояла сильная жара, а у меня по спине холодок пробежал и сердце билось во всю грудь. Я понимал, что с нашим оружием сложно остановить такого противника.

Кстати, оружием ополченцы в те дни обрастали постепенно. Сначала на блокпосту дежурили лишь с парой охотничьих ружей. Потом проезжавший мимо местный старожил надоумил, где можно взять более серьезные "стволы". "Хлопцы, вы тут стоите, а у самих нема ничего. Съездили бы к старым шурфам, пошарили бы там", - посоветовал дедок.

Фото: Руслан Мельников/РГ

- Старые автоматы положено было пускать на утилизацию и переплавлять, но при украинской власти, как оказалось, это правило не всегда соблюдалось. Проще было сбросить списанное оружие в заброшенные шурфы и забыть про него. Мы на веревке спустили в такой полузасыпанный шурф парня. Обратно он вылез весь грязный, зато достал автоматы, вполне пригодные к бою, - рассказывает Сергей Бумагин. - Позднее с оружием нам еще здорово помог горловский командир ополчения Безлер. Но все равно вооружение у нас было легкое, стрелковое. Против бронетехники - только пара РПГ, несколько "шмелей" и противотанковое ружье ПТР 1943 года выпуска. Рассчитывать можно было только на внезапность нападения.

Среди защитников Углегорска оказались самые разные бойцы. Сергей Бумагин, взявший на себя командование, - бывший афганец, имел реальный боевой опыт. Кто-то сохранил армейские навыки. А кто-то из ополченцев вовсе не служил и никогда не держал в руках оружие.

- К нам приходили молодые ребята без опыта и уходить не желали. Учились на месте. Буквально за несколько дней до боя мы провели с ними стрельбы, показали и объяснили, что смогли. Каждый знал свое место и что нужно делать. И ни один не отступил, - вспоминает Михаил Вербин, участник боя. - Изначально план был такой: подпустить колонну поближе, до железнодорожного переезда. Потом гранатометчики должны были сжечь головную и замыкающую машины и бить по остальным. Но так у нас не получилось. Все-таки у ребят немного не выдержали нервы. Открыли огонь и начали бой раньше времени. Ну и понеслась. Лупили из всего, что есть. Грохот стоял страшный.

-2

Фото: Руслан Мельников/РГ

- Мы с Мишей сидели вон под тем деревом в маленьком окопчике. Он был с РПГ, я - вторым номером. Страх присутствовал, конечно, как же без него, но к страху в таких ситуациях привыкаешь, и в бою уже не обращаешь на него внимания. Некогда становится бояться. Нужно быстро бегать, перемещаться от позиции к позиции, - вспоминает еще один участник боя Юрий Несмачный, который, кстати, только что вернулся с передовой в Марьинке.

Снайпер Стрела

Противника дерзкое и внезапное нападение ошеломило. Вероятно, перебегавшие между позициями в лесополосе и обстреливавшие колонну ополченцы создали впечатление многочисленного отряда. Колонна спешно отступила.

- Противник не ожидал такой встречи. Он не просто отступал - бежал. А позднее в соцсетях украинцы выложили информацию о том, что против них выступил российский спецназ, хотя бой дали обычные шахтеры, - вспоминает Сергей Бумагин.

На дороге остались два подбитых украинских танка. Сколько было убитых и раненых у наступавших, считать было некогда. Но и ополченцы тоже понесли потери. На мемориальной доске памятника указаны семь фамилий. Среди погибших - девушка-снайпер Юля с позывным "Стрела". Ее позиция располагалась на изгибе дороги. И именно туда прилетел танковый снаряд. Посеченное осколками тело Стрелы на одеяле вынесли к машине. Тела остальных бойцов собрать не успели: по позициям ополченцев ударили украинские минометы. Они ожидали следующую атаку, когда раздался телефонный звонок.

-3

Фото: Руслан Мельников/РГ

- Наш наблюдатель сообщил, что противник уже вошел в город с другой стороны и мы практически оказались в окружении. Связь на этот раз была плохая. Наблюдатель метался по окрестностям, чтобы поймать сигнал и предупредил нас в последний момент, - рассказывает Сергей Бумагин.

Чтобы спасти бойцов от бессмысленной гибели, он приказал уезжать. Из смыкающегося кольца ополченцам чудом удалось выскользнуть по проселочной дороге.

- Погибшие ополченцы остановили противники ценой своей жизни. Но главное, что ребята поверили в себя, в свои силы, в то, что врага можно бить и обращать в бегство, - говорит Сергей Бумагин.

Когда город заняли ВСУ, местный священник добился разрешения похоронить павших ополченцев. Братскую могилу разрешили вырыть у дороги. В 2015 году, когда Углегорск вновь перешел под контроль ДНР, останки перезахоронили на кладбище в Енакиево. А на месте боя теперь стоит памятник.

От шахты к шахте

Примечательно, что в 1941 году, когда Углегорск со стратегически важной железнодорожной станцией еще назывался поселком Хацапетовка (В некоторых источниках Хацепетовка), против фашистов в этих местах тоже сражались в том числе и ополченцы. Отрядом народного ополчения, в который вошли 100 человек, командовал Дорофей Наумов. Комиссаром стал директор школы Задорожный И.А.

- Недалеко от места нашего боя на железной дороге погибли ученики ремесленного училища. Тогда немцы нанесли авиаудар по железной дороге и стоявшему здесь эшелону, - говорит Сергей Бумагин.

- Ребят увозили в эвакуацию. Перед отправкой они собрались перед вагоном, встали в кружочек с гармошкой. Вот туда и упала бомба. Погибших похоронили там же в братской могиле. Мы потом долго ее искали. Место захоронения помогла найти путевая обходчица, помнившая об этих событиях. Позднее останки перезахоронили возле ДК. Только почему-то перепутали дату. Вместо 1941-го указали 1943 год, - рассказывает местный краевед Евгений Чаленко.

А самые кровопролитные бои за Хацапетовку шли с 5 по 14 декабря. На этом направлении наступали три дивизии итальянского корпуса, численностью около 60 тысяч штыков. Итальянцы надеялись на легкую победу. Но все вышло иначе. За несколько дней в Хацапетовке погибли 135 и были ранены около 500 наступающих. 10 человек пропали без вести, 884 поступили с обморожениями.

-4

Фото: Руслан Мельников/РГ

Станцию Хацапетовку противник хотел взять, чтобы выпрямить фронт. При этом план атаки не согласовывался с немцами, наступавшими по соседству. Проблемы у итальянцев начались сразу. Передовая колонна итальянских войск под предводительством полковника Кьяромонти попала в окружение. Немцы призывы союзников о помощи проигнорировали. Но и когда подошла подмога от соотечественников-итальянцев, продвигаться пришлось с тяжелыми боями.

Командовавший итальянским корпусом генерал Джованни Мессе позднее в своих мемуарах так описывал Battaglia di Chazepetovka: "В самой Хацапетовке и ее пригородах с новой силой разгорелись уличные бои. Из-за фанатизма противника смертельная борьба развернулась по всему городу: от дома к дому, от шахты к шахте. Софьевка, Раевка, Некотимовка, Аленовка - вот неполный перечень прилегающих населенных пунктов, за которые нам пришлось заплатить дорогой ценой".

Среди погибших под огнем артиллерии, кстати, оказался итальянский генерал. "Результат сражения был омрачен прежде всего из-за гибели храброго генерала Уго де Каролиса, заместителя командира дивизии "Торино", - рассказывал Джованни Мессе.

После боев в Хацапетовке недалеко от станции появилось большое итальянское кладбище, которое застроили в 1960-х годах. Тем не менее в Италии эти боевые действия были представлены как большая победа. Дуче Муссолини именно так трактовал проведенную операцию. Топоним Chazepetovka до сих пор хорошо известен в Италии, даже несмотря на то что в 1943 году из Хацапетовки фашистов выбили бойцы 346-й стрелковой дивизии Станкевского.

- В 1990-х годах из Италии приехала группа, проводившая поиски захоронений, эксгумацию и перевозившая останки погибших солдат на родину. Говорят, эту экспедицию организовали и оплатили родственники генерала Уго де Каролиса, искавшие в первую очередь его останки, - вспоминает Евгений Чаленко.

Пулемет "Максим"

Известны некоторые эпизоды боев за Хацапетовку. Например, местным жителям запомнились пулеметчики, буквально выкашивавшие наступавших итальянцев.

- Один расчет с пулеметом "Максим" располагался за железнодорожной насыпью и долго не подпускал атакующих итальянцев. Пулеметчикам помогал мальчик, подносивший воду, чтобы охлаждать ствол. Мальчик погиб, а красноармейцы сражались до тех пор, пока у них не кончились патроны. Только после этого они отступили. Еще местные жители рассказывали, как пулеметчики устроили засаду и расстреляли два десятка велосипедистов противника. А в другой раз красноармейцы напали на дом, в котором расположились итальянцы, и забросали его гранатами. Из дома выскочил офицер с саблей и попал в плен, - говорит Евгений Чаленко.

После жестоких боев на улицах Хацапетовки появились итальянские артиллеристы в незнакомой форме и берсальеры с перьями на головных уборах. Итальянцы без лишних церемоний расположились на постой, а их голодные мулы ели солому с крыш домов. Отношение к местным жителям выстраивалось по-разному.

- Однажды хацапетовскую семью заподозрили в симпатиях к советской власти и передаче военных сведений Красной Армии. Подозреваемых тут же отправили в гестапо. Но шестилетняя девочка из этой семьи всю дорогу упрашивала конвоира: "Дяденька, пожалуйста, отпустите, пока нас не расстреляли". Итальянец-конвоир сжалился над ребенком и отпустил семью. А в другой раз хозяин дома, в котором артиллеристы устроили склад боеприпасов, попросил забрать свои инструменты, но ему не позволили этого сделать. Хацапетовец повздорил с итальянцем, и тот его застрелил, - рассказывает Евгений Чаленко.

Конечно, многие хацапетовцы были не рады незваным гостям. Некоторые сообщали через линию фронта о военных объектах. А советская авиация наносила удары по полученным координатам, причиняя серьезный ущерб противнику.

- Однажды приехало немецкое начальство, фашисты собрали жителей поселка и объявили: если они не перестанут помогать противнику и вести партизанские действия, то весь поселок будет уничтожен. И когда в 2014 году в Углегорск, бывшую Хацапетовку, вошли украинские военные и националисты, горожане прямо спросили их, когда те уберутся восвояси. Ответ прозвучал очень похожий на то, что говорили фашисты: когда мы будем уходить, то снесем Углегорск с лица земли. И действительно, когда уходили, то обстреляли весь город. Горели десятки домов. Это было, действительно, страшное зрелище, - вздыхает Евгений Чаленко.

В августе 2014-го он, кстати, наблюдал, как украинские военные под звуки канонады входили в город.

- Сначала я увидел наших ополченцев. Кое-как одетые и вооруженные, в летних тапочках, с автоматами, которые, конечно, не остановят танки. Запомнились два бойца, проходивших мимо моего дома. Они невесело переговаривались: "Ну что, осталось хоть немного патронов?" - "Нет, все расстрелял". - "Вот и я тоже". Воевать зачастую тогда было просто нечем. Затем в город вошла украинская техника. На порог одного из домов вышел покурить мужчина, приехавший навестить мать. Видимо, его приняли за ополченца и сразу расстреляли из танка. Потом углегорцы видели, как наступающие поменяли на бронетехнике украинские флаги на флаги ДНР, начали стрелять по домам и снимать это на видео, чтобы обвинить ополченцев. А позднее в подвалах появились застенки, где пытали людей. На День шахтера местные жители начали возмущаться тем, как ведут себя националисты, но протест жестоко подавили, - вспоминает Евгений Чаленко.

В 2015 году Углегорск вновь перешел под контроль ДНР.

Кстати

Хацапетовка упоминается во многих литературных произведениях. "Станция Хацапетовка! Выходите, гражданин! Приехали!" - писали Ильф и Петров в "Золотом теленке". Название станции встречается в рассказах Чехова и Толстого. А у Пикуля в романе "Площадь Павших Борцов" есть целая глава "Через Хацапетовку", посвященная боям за этот поселок в 1941 году.

СВО
1,21 млн интересуются