Найти тему

#НамРассказывают. Отрывки из экспертных и глубинных интервью, фокус-групп.

#НамРассказывают. Отрывки из экспертных и глубинных интервью, фокус-групп.

Продюсер о социальной роли кино в интервью «Платформе» (на условиях анонимности):

Необходимо качественное развитие экспертного сообщества

Кинотеатр можно посетить за 350 рублей в Москве. Кино достойно того, чтобы его сохранять, потому что оно останется самой доступной для всех нишей, оно действительно массово. По той же причине имеет смысл снимать сложнопостановочные русские фильмы. Если к их производству относиться рачительно, разумно, они окупят себя множество раз.

Но их много и не снимешь. На это режиссеров нет, для начала. Понимаете, в чем дело? Кто это будет снимать? Назовите мне, пожалуйста, десять режиссеров, которым это доверить? Молчание.

Кроме того, у нас очень зашоренное экспертное сообщество. Все видят горы проектов. Но то, что их горы, не означает, что они не написаны графоманами. То, что в Москве сто киношкол с трехмесячными курсами для сценаристов, еще не значит, что эти сценаристы хорошо пишут.

«Лакированные» фильмы никого не воспитают

Не существует каких-то однообразных правил для кино – тогда бы оно давным-давно умерло. В кино могут быть формальные эксперименты во имя искусства. Просто это бывает крайне редко. Даже конкурсы достопочтенного Каннского фестиваля – это не всегда искусство, совсем нет.

Мы обсуждаем с вами сегмент, который производится осознано, при участии индустриальных денег. В этом сегменте надо следить за тем, о чем рассказывает история. И есть ли там история, есть ли там сценарий? Или есть внешний набор клише, с которыми мы сталкиваемся постоянно? В одном случае военные, в другом случае как будто бы социальные, в третьем случае еще какие-нибудь – а истории нет. Вот в чем проблема.

Еще, на мой взгляд, сложность в том, что художники и институты, которые следят за репертуаром, отбирают сладкие конфеты. Но проблемные фильмы, жанровые, с неприятным сюжетом могут вести к очень правильным выводам. Мы хотим все залакировать, а делать этого ни в коем случае нельзя. Никогда. Должны быть фильмы, которые вызывает резкую реакцию, герои, которые вызывают неприятие. Потому что через неприятие мы усваиваем урок, какую-то мысль. Только через хорошести, через однозначных героев не воспитывается человек.

Вторая мировая в кино закончилась

Запрос на патриотическое воспитание через прямое действие – выражающееся в военных историях – из повестки не уходит последние лет восемь-десять. Это появилось в момент, когда министром был историк Мединский, и дальше никуда не уходило. Мы не говорим, что не надо больше в эту сторону думать и пытаться, но, мне кажется, эта волна уже прошла, Вторая мировая война закончилась. Едва ли не самые приличные фильмы про Вторую мировую: «Красный стрелок» про снайпера, «Девятаев» про летчика – просто провалились в прокате. Потому что мы больше не можем, мы не понимаем и мы не хотим. Человек не может все время смотреть одно и то же на экране, ему это скучно и не интересно.

А если то же самое сейчас зарядить про СВО, можно добиться противоположного эффекта, устойчивого причем. Мне попадали в руки сценарии, которые даже читать не хотелось. Потом какой-то человек прорывается, все-таки ты читаешь этот сценарий и вежливо ему говоришь, что нет. Ну просто нет, потому что так нельзя делать. Можно добиться не то что нулевого эффекта, а общественного раздражения. Как этого не понимает никто? Кино – сильнодействующая вещь. Можно плюнуть так, что прилетит обратно, никто даже не поймет откуда.