Жан Поль Бельмондо. Детство. Первые шаги в кино.
Актер родился апреля в 1933 году. Город - Нейи-сюр-Сен, западная окраина Парижа.
Его отец Поль Бельмондо скульптор, профессор искусств. Мать Мадлен Бельмондо художница.
Его родители, в особенности мать водила его в театр. А у отца в мастерской он наблюдал за длительными беседами. Там были известные художники, артисты Франции. Говорили о театре, скульптуре, живописи. По признанию Бельмондо, такие беседы дали ему больше образования, чем в школе.
Бывало, что юный Бельмондо подглядывал в мастерскую за молодыми обнаженными натурщицами. Среди них горничная Жаннет.
Актер сменил много школ. По признанию некоторых его учителей, у Жан Поля в детстве был невыносимый и вздорный характер.
В пятнадцать лет после очередной драки ему сломали нос. Тогда он решил заниматься боксом. Так увлекся этим, что спустя несколько лет он получил на соревнованиях титул чемпиона Парижа.
При всем своенравии и задиристости в школе, дома с родными Жан Поль был довольно добрым и заботливым.
В юности у Бельмондо обнаружили зачатки туберкулеза и родители его отправили в горы Оверни. Он год жил среди крестьян. Проводил время на сельскохозяйственных работах, ухаживал за девушками.
По воскресеньям в этой деревушке проходили ярмарки. Вот что пишет Жан Поль: «Я регулярно отправлялся на них и участвовал во всевозможных конкурсах, часто выигрывая призы, – вспоминает Жан-Поль. – Я изображал из себя клоуна, пытаясь рассмешить собравшихся крестьян. Когда мне это удавалось, я был просто на вершине блаженства. Потребность смешить, дарить людям хорошее настроение родилось у меня в Аланше».
Перед окончанием школы Жан-Поль занимался фехтованием, боксом, так же уделял время пробежкам.
После школы Жан-Поль сделал выбор в пользу актерской профессии. По его мнению, он получает удовольствие, когда кого-то получается рассмешить или разыграть.
В 1951 году он поступал в консерваторию. Перед экзаменами Бельмондо выучил басню Лафонтена про лису и ворону. Но его не взяли, согласились только его сделать вольнослушателем.
К этому времени Жан Поль играл уже в самодеятельном театре в «Спящей красавице». Так же с другом Ги Бедосом и Ани Жирардо, играли по пьесе Анри Аге «Мой друг грабитель» в деревнях. Спустя год Жан Поля приметил педагог Пьер Дюкс. Он обратил внимание на комедийные способности у Бельмондо.
Жан Поль говорил позже про те времена: «Я был обречен играть дебилов,–Если бы у меня были комплексы, я бы пропал».
После окончания консерватории Жан Поль стал ездить по Франции в театральной труппе. Он подрабатывал с Ани Жирардо и Галабрю с номером «Мнимый больной».
Бельмондо играл тогда в разных театрах. Там же где и был сам Жан Марэ. Правда часто бывали и провалы, и довольно странные реакции у публики. К примеру, играя гонца в постановки «Медеи», он врывался на сцену в воплем и отчаянным лицом и кричал: «Беда! Беда! Город горит! Язон умер!». А зрители в зале, вместо ощущения ужаса, разрастались диким смехом.
Первым кто снял в кино Жан Поля был режиссер Анри Эснер в фильме «Воскресенье – мы будем воровать». Снимался он на аэродроме полтора месяца. Это был 1957 год. Тогда же он снялся с Аленом Делоном, Анри Видалем в фильме «Будь красивой и помалкивай».
Снимал этот фильм Марк Аллегре. Этот режиссер умел работать с актерами так, чтобы раскрывать их способности.
Следующая картина этого режиссера «Странное воскресенье». Жан Поль сразу же дал согласие на участие в этом фильме.
Главная роль была у известного комика Бурвиля. В этом фильме у Жан Поля был первый приличный гонорар за роль.
Однажды сидя в кафе Жан Поль заметил одного подозрительного очкарика, смотрящего на Бельмондо как-то странно. Жан Поль уже подумал, что этот тип нетрадиционной ориентации. Но нет им оказался режиссер Жан-Люк Годар.
Он тут же предложил Жан-Полю новую роль в игровой короткометражке с длительностью съемок в одну неделю. Фильм с названием «Шарлотта и ее хахаль». Персонаж которого играет Бельмондо желает заинтересовать свою бывшую возлюбленную и произносит перед ней длинный монолог.
Тогда режиссер Клод Шаброль снимал свою картину «На двойной поворот ключа». Играть должен был главную роль Бриали. Но тот заболел. Тогда режиссер обратился к Жан Полю.
Дело было в пятницу. Бельмондо привезли на предварительную запись к продюссерам картины. Те перешептывались, глядя на него. Тут Жан Поль услышал фразу: «Ой, ой ну и урод».
По его воспоминаниям он еле сдержался, и чуть не врезал продюсеру. Он собрался было уходить, но его догнали и извинившись сказали, что у него прекрасная внешность и они берут его без проб на эту роль.
Поначалу сказывалась скованность неопытного в кино актера, но режиссер его поддерживал. Жан Поль научился водить машину в этом фильме и даже угодил в аварию, но никто не пострадал.
После этих съемок Бельмондо приготавливал с друзьями представление в кабаре. К нему приехал Жан Люк Годар и позвал на съемки своего первого полнометражного фильма «На последнем дыхании».
Полного сценария картины не было. Жан Люк Годар по ходу съемок менял сценарий, придумывал сцены. А вот первый съемочный день как вспоминает Жан Поль: «Снималась сцена в телефонной будке. Я вошел в нее и ждал указаний от Годара. Увидев мой вопросительный взгляд, он сказал мне: „Делай что хочешь“, а потом: „Давай отложим съемку до завтра. Ничего не соображаю, пошли-ка отсюда“. Продюсер Борегар злился, а меня это расслабило. Ведь большого опыта у меня не было. Я не знал, как себя вести, не понимал намерений Годара. Тот, похоже, сам пока не знал, чего хочет. Решение возникало у него спонтанно, интуитивно. Фильм снимался без синхронной записи звука. Для актера это замечательно! Я и безобразничал перед камерой, совершенно уверенный, что подобная дилетантская картина никогда не выйдет на экран. Ни разу потом я не ощущал такого чувства свободы, как на съемках у Годара. Казалось, перед нами любитель, который развлекается».
Правда у Годара была тетрадь и все важные заметки он в ней держал. Так же давал точные указания оператору, и актерам как именно им стоит сыграть.
Интересно, что еще в конце пятидесятых, начале шестидесятых годов внешность Жана Поля Бельмондо многие считали некрасивой, в особенности его лицо с разбитым носом. Но после того как пришла «Новая волна» и старые актеры, такие как Керри Грант, стали меньше сниматься, то появилась другая мода.
Участие в телепостановки «Дартаньян и три мушкетера» режиссера Клода Брама сделало актера известным во всем квартале, где он жил, и где до этой постановки его никто не знал. А после нее стали к нему подходить люди и просили дать им автограф.
Роль Мишеля Пуакара вора в фильме «На последнем дыхании» сделала его известным актером. Но предложения после этой роли в основном были однотипных ролей таких же воров, бандитов.
В картине «Модерато кантабиле» он играл рабочего. Жан Поль играл вместе с актрисой Жанной Моро. Его персонаж живет в маленьком городке с рабочими, он довольно замкнут, несговорчив и угрюм. Он настолько поглощен собой, что и не замечает интерес к нему со стороны хозяйки кафе. После убийства в кафе приходит жена владельца завода Анна Дебредэ.
Именно благодаря этому фильму Жан Поль впервые в 1960 году попал на Каннский кинофестиваль.
В первую неделю этот фильм собрал 140000 с лишним тысяч зрителей, что по меркам кинопроката средне. В это же время картина «На последнем дыхании» имела большую популярность у зрителей. Как только на экраны вышел этот фильм, то Жан Поля стали заваливать предложениями сняться в различных фильмах.
В том же 1960 году он играл вместе с Софи Лорен в картине «Чочара» снятой Витторио Де Сика. Бельмондо играл интеллигента очкарика атеиста.
Так Бельмондо стал актером французской новой волны с картиной «На последнем дыхании». Так же актером итальянского неореализма с картиной «Чочара».
Вот как Бельмондо вспоминал свой первый съемочный день в фильме «Чочара». «Не успел я туда приехать, как наутро, в семь часов уже целовался с Софи Лорен – снималась наша с ней первая сцена для „Чочары“».
Режиссер Де Сика бывало играл ночами в карты. А во время съемок мог быть чуть сонным. На одном из дублей он заснул. Упал штатив, проснувшись режиссер воскликнул: «Стоп! Снято».
Следующая роль у Бельмондо священник Леон Морен. Картине повествует о периоде оккупации немцами французского города. Там живет девушка Барни Аранович с маленьким ребенком, потерявшая на войне мужа.
Познакомившись с пастырем она, относится к нему насмешливо, не понимая зачем такой привлекательный как он парень, надел на себя рясу и стал священником. Она приходит в исповедальню, чтобы поделиться своими мыслями о Боге, и чтобы чуть ближе узнать самого священника. Он дает ей почитать книги. Она пытается с ним сблизится, но он отталкивает ее от себя, из-за чего оскорбленная Барни посылает к нему в дом проститутку чтобы та его соблазнила. Но священник остается верен своим принципам.
Роль удалась благодаря и присутствию рядом с Бельмондо настоящим священником, который давал советы, и если что поправлял актера.
С этим режиссером Мельвилем Жан Поль снялся и в фильме «Стукач».
По роману Пьера Лесу «Стукач» Мельвил адаптировал сценарий.
Главный герой Сильен «стучит» полиции и его приятель взломщик Морис об этом не догадывается. По признанию режиссера фильм снят на тему «о конце дружбы». Что интересно режиссер Квентин Тарантино в интервью признавался, что ему нравится сценарий «Стукача», в своей же картине «Бешеные псы» он по-своему обыгрывал тему предательства.
Сам режиссер Мельвил при съемках картины опирался на такие гангстерские фильмы как «Городские улицы» 1931 года. Интерьер кабинета комиссара в точности походил на кабинет из картины «Городские улицы».
В 1963 году Мельвил снял фильм «Старший Фершо».
Бельмондо играл Мишеля Моде боксера, ушедшего из спорта, и оставшийся без денег. Он продал свою одежду и своей подруги. В газете он нашел объявление одного банкира, который в поиске секретаря.
Банкир отправился в поездку, чтобы забрать свои деньги из разных банков. Моде стал его водителем и телохранителем.
Вскоре Моде решил похитить деньги банкира. Жан Поль отталкивался от романа «Сименона» на основе которого снят был этот фильм. Так же в романах Бальзака Жан Поль находил эту тему, когда из-за денег человек способен пойти на преступления.
В картине «Вор» Жан Поль сыграл Жоржа Рандаля. Его дядя присвоил себе его наследство. Из чувства мести он становится вором. Он ворует в особняке своего дяди. А потом и в других местах. Но испытывает при этом горечь, и его все больше тяготит такое занятие.
Съемки с Годаром в картине «Женщина есть женщина». Героиня этого фильма не удовлетворена своею скучной, однообразной жизнью, и чтобы внести в нее что-то новое она хочет завести ребенка. Но ее муж против. Тогда она с этой просьбой обращается к его другу. Муж узнав об этом решает удовлетворить желание своей жены.
Картина «Безумный Пьеро» сыграла важную роль в жизни актера. Главный герой Фердинанд Гриффон женат по расчету на богатой итальянке. Ему становится скучно жить в кругу ее знакомых.
Однажды они приезжают в гости к ее родителям. Знакомая Марианна присматривала за детьми, и вернувшись домой Фердинанд застал у себя Марианну. Вместе они решают все бросить и уехать вместе. У Марианны связи с мафией, одного она убивает и вместе с Фердинандом они угоняет машину. Правда в багажнике оказывается чемодан с деньгами. Отрываясь от полиции, они сжигают весь автомобиль и скрываются на острове.
Фильм снят на основе детективного романа Лайонела Уайта «Одержимость».
В картине цвет играет значительную роль. Преобладание желтого, синего и красного цвета. Как пример в конце фильма лицо героя смазано синим цветом. В фильме много используется картинок из журналов, комиксов, вывесок. К слову сказать, Квентину Тарантино нравится этот фильм. Во многом он позаимствовал из нее, в его фильмах так же придается большое значение цвету, и присутствуют часто картинки вывесок, журналов.
В «Безумном Пьеру» есть в кадре даже картины Ренуара и картина Пикассо. Когда героя избивают члены мафии вместо этой сцены, крупным планом видно картину Пикассо.