Найти тему
ВТБ Страна

Паранджа, халат, чалма: краткий словарь, который поможет понять красоту среднеазиатского костюма

Оглавление

Если речь не идет о ближайших соседях, традиционная одежда других народов может показаться странной и непонятной. Вот несколько предметов из гардероба народов Средней Азии, в устройстве и происхождении которых интересно разобраться.

Халат

Сергей Прокудин-Горский. «Фотопортрет Алим-хана, последнего эмира Бухары», 1911 год © Public Domain
Сергей Прокудин-Горский. «Фотопортрет Алим-хана, последнего эмира Бухары», 1911 год © Public Domain

Универсальная верхняя одежда — для мужчин, женщин и детей, для работы, будней и праздников. Бывает легким однослойным, на подкладке или утепленным. Надевается поверх рубахи. Поскольку мужчины вели более активную социальную жизнь, чем женщины, их халаты живее откликались на веяния моды. Например, с появлением фиолетовых красителей молодые мужчины облачились в фиолетово-зеленые полосатые халаты.

Халат, который защищает от палящего солнца днем и согревает ночью, был основой традиционного костюма у многих народов Азии. С помощью халата можно было подчеркнуть социальный статус. Халат состоятельного человека сшит из дорогой ткани, изысканно украшен и имеет максимальную длину. Верх шика — носить два-три халата одновременно.

Халат в переводе с арабского — «почетная одежда». Роскошным халатом одаривали за верную службу и дружбу. Но вот в России 19 века халат стал домашней одеждой и символом лени. А лень с примесью недобросовестности стали называть халатностью. Это слово ушло в народ с легкой руки Гоголя, который написал в «Мертвых душах» о «халатных побужденьях русской натуры».

Чалма

Василий Верещагин. «Кокандский солдат», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Верещагин. «Кокандский солдат», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Характерный для многих восточных народов головной убор: длинный отрез ткани сначала скручивается в неплотный жгут, а после оборачивается вокруг головы. Внутри чалмы в качестве основы может находиться тюбетейка. На тюрбан из тончайшей кисеи могло уходить до 20 метров ткани. Но средняя длина — восемь метров: именно столько ткани нужно и для савана, в который могли превратить чалму, если смерть застигла в дороге.

Паранджа

Узбекская паранджа © Khushal.Khan.Nurzai, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons
Узбекская паранджа © Khushal.Khan.Nurzai, CC BY-SA 3.0, Wikimedia Commons

Женская одежда для улицы. Халат, который надевается на голову и скрывает всю фигуру женщины. Вместе с ним носят лицевую занавеску. Назначение паранджи — скрывать от посторонних глаз лицо и тело женщины. Поэтому долгое время эта накидка была максимально неприметной: ее шили из дешевой ткани, носили всю жизнь, не стесняясь «украшать» заплатками. Но со временем женщины из богатых семей стали скрываться за паранджой из дорогих тканей, с вышивкой, тесьмой, бисером.

Интересно, что в Средней Азии паранджу носили и бухарские еврейки, чья религия, в отличие от ислама, не требовала подобных строгостей. Просто это было удобно и безопасно, позволяло не выделяться на фоне других женщин в городе.

Чачван

Василий Верещагин. «Узбекская женщина в Ташкенте», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain
Василий Верещагин. «Узбекская женщина в Ташкенте», 1873 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public Domain

Черная прямоугольная сетка из конского волоса, которую можно опускать и поднимать, чтобы спрятать или открыть лицо. Чачван носили вместе с паранджой. Сетка могла доходить до талии, бедер или даже до щиколоток. Иногда чачван украшали цветными бусинами.

Мунисак

Женский халат (мунисак) из Бухары, 1850–75 годы, Художественный музей Кливленда © Public Domain
Женский халат (мунисак) из Бухары, 1850–75 годы, Художественный музей Кливленда © Public Domain

Нарядный женский халат из шелка или бархата, который подчеркивает грудь и талию, делает фигуру изящнее. Был обязательной частью приданого: семья попроще отдавала дочку замуж с парой таких халатов, а богатые родители готовили к свадьбе пару десятков мунисаков. Этот халат могли использовать вместо паранджи, накидывая на голову. В таких случаях его обычно выворачивали наизнанку, чтобы яркая внешняя сторона не выгорала на солнце.

До конца 19 века считался праздничной одеждой, а потом превратился в похоронную. На поминках родственниц покойного можно было узнать по самым ярким и дорогим халатам. Также мунисаком накрывали тело умершей.

Шаровары

Павел Беньков. «Подруги», 1940 год, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент © Public Domain
Павел Беньков. «Подруги», 1940 год, Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент © Public Domain

Обязательный элемент одежды для всех полов и возрастов. Девочки носили шаровары уже с младенчества. Из экономии верхнюю часть штанов, которую никто не видит, делали из дешевой белой ткани, а нижнюю — из цветной подороже. Практичный подход превратился в суеверие: изготовление шаровар из одного вида ткани стали считать грехом, зато белую верхнюю часть — способом привлечь в жизнь счастье и обеспечить здоровое потомство.

Узнать больше о национальных костюмах народов Средней Азии можно в Еврейском музее и центре толерантности, где до 18 июня проходит выставка «Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций». Банк ВТБ является давним другом музея и выступил партнером этого проекта.