Найти в Дзене
††Ищущи醆

Дамасские ворота. Роберт Стоун.

Аннотация:
Журналист Кристофер Лукас получает заказ на книгу о так называемом Иерусалимском синдроме - виде мании величия, при котором паломнику мнится, что он владеет божественными силами, что на него возложена пророческая миссия по спасению мира. А на пороге нового тысячелетия Иерусалим стал полем битвы за возвращение святынь - битвы, в которой участвуют ортодоксы всех религий, самозваные мессии, разномастные спецслужбы и даже суфийские дервиши. Игра в кошки-мышки в подземном лабиринте и хитросплетение заговоров, гонки по охваченным мятежом улицам и бред любовного очарования - еще не известно, что опаснее для души и тела в вечном городе…

_____________________________

Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения романа "дамасские ворота" в котором автор поднимает интересный психоз, известный как "иерусалимский синдром". Он связан с тем, что человек начинает чувствовать непосредственное "присутствие Бога", который пытается что-то ему сказать. Чаще все это вызвано религиозным фанатизмом и желанием стать кем-то "избранным", чтобы выделиться из толпы. Зачастую человек сам вгоняет себя в подобное состояние иступленными молитвами, длительным и болезненным постом, который негативно сказывается на разуме человека, вплоть до галлюцинаций.

Если вы далеки от религиозной темы, если вам не интересны такие сюжетные линии, то роман, скорее всего, покажется скучным, а под конец даже немного невнятным. Понимаю, что у всех все индивидуально, как говорится, но было очень тяжело пробиваться через многочисленные разъяснения и ссылки на очередные группировки секты или течения внутри Иерусалима, и пытаться не запутаться при этом еще в сюжетной арке произведения, которую автор попытался построить на основе заявленного выше синдрома. Получилось не то, чтобы не интересно - скорее специфично и своеобразно. Такая литература, несмотря на свою "художественную составляющую, зайдет не каждому читателю.

Нужно хотя бы в самых азах разбираться в том, про что пишет автор, иначе вместо удовольствия от текста будут постоянные запросы в интернете "кто такие...." и дальше подставить по списку из романа. Впрочем, это только мое мнение, друзья, а не объективная истина. Так что я могу и ошибаться, и на самом деле произведение не такое уж и сложное для восприятия. Просто местами мне казалось, что автор действительно слишком сильно увлекается религиозными движениями или ответвлениями религий.

С одной стороны - мое уважение человеку за такие глубокие познания в выбранной им теме. Но, с другой стороны, нужно понимать, что многие читатели просто не настолько хорошо разбираются в таких деталях и мелочах. А постоянные сноски и разъяснения не прибавляли харизмы истории, знаете ли. Даже мне со временем надоело постоянно читать ссылки, в которых давалось очередной объяснение какой-то фамилии или событию, которое упоминалось на страницах текста.

В остальном же - фундаментальное и необъятное по концепту произведение.

Но в нем есть странные ошибки и противоречия, которые автор сделал специально, или допустил по не знанию. Не могу определиться с тем, для какой цели он допустил такие ляпы, и потому оставлю это на суд более разбирающихся в вопросе читателей. От себя просто добавлю, что некоторые его персонажи получились невозможными в силу своих убеждений и религиозных взглядов, которых они якобы придерживаются. Например, осознанный коммунист не может быть православным в силу того, что это уже грубое противоречие.

А правоверный иудей (не путать с евреями, так как речь идет именно про религиозное самосознание, а не национальность) не может быть последователем Мухаммеда, так как он уже он уже является последователем религии своих отцов. И таких странных моментов в тексте было достаточно. Не то, чтобы прямо много. Но иногда взор цеплялся за эти крючки. Зачем писатель так сделал? Не знаю, друзья. Честно не знаю. И судя по тем моментам или течениям, которые он описывает в своей же работе, он прекрасно понимал то, ЧТО пишет.

И, следовательно, такие моменты были введены в произведение намерено.

Может быть таким образом он пытался подчеркнуть как фанатизм своих персонажей, которые слепо верят на самом деле чужим убеждениям, и которые в тоже время сами не до конца понимают разницу между религиозными взглядами на Бога, которые разделяют их с соседями по вопросам молитвы, и которые заставляют воевать по разные стороны баррикад. Хотя по сути в основе всех их лежит банальное непонимание и ошибки восприятия того, что здесь вознесено до абсолюта, и что является духовной пищей, за которой каждый день прибывает новые паломники.

Среди которых находятся очередные жертвы, подвластные иерусалимскому синдрому. Который процветает и усложняет жизнь местных жителей, которые хотят просто жить. А не вот это все, с чем им приходится постоянно сталкиваться или даже переживать самим. Несмотря на статус "святости" у города хватает изнанки и больших проблем, которым полны его улицы или кварталы. И фанатики, не терпящие иного взгляда на вопрос Бога на самом деле самая маленькая и незначительная проблема из тех, которые тут существуют.

И с которыми приходится сталкиваться как местным жителям, так и главным героям произведения, которые окажутся втянуты в водоворот заговоров и преступлений против человечества. А ведь все так хорошо и спокойно начиналось - журналист прибыл в эти края для того, чтобы собрать интересный материал про странное воздействие города на впечатлительных людей. Подготовить материал, тщательно проверить его на наличие возможных неточностей, и выпустить свою работу. Чтобы затем ничего не делать, и стричь деньги за счет заслуженных лавров и постоянных переизданий тиража его работы.

План хороший и действенный. Казалось бы - что может пойти не так?

Сразу уточню, я натолкнулся на книгу совершенно случайно. Меня подкупила многообещающая аннотация, и мои ожидания были связаны с какими-то мистическими нотками, возможно необычными мистериями главных героев, и сведением всего к какому-нибудь неоднозначному финалу, который можно трактовать разными способами. В зависимости от того, какие убеждения или взгляды у читателя на те вещи, которые поднимаются в рамках текста.
А получил я совершенно другое : ) Не то, на что рассчитывал первоначально.

Да, я не спорю с теми, кто писал в интернете про то, что это ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ литература для круга "избранных" (ладно-ладно, тут я немного утрирую, но роман действительно получился весьма локальным, и потому будет интересен не слишком большому кругу читателей. Не в плане сложности его восприятия. А именно потому, что поднятая им тема может показаться скучной очень большому количеству потенциальных читателей). Но кто догадался назвать историю бестселлером?

И главное почему? Неужели на момент выхода книга настолько выстрелила в плане продаж, что все ведущие книжные площадки и форумы поспешно бросились петь фанфары и расхваливать очередной "мировой шедевр", который будет обсуждаться еще долгие годы?

"Дамасские ворота" - это странное нагромождение сразу нескольких жанров в надежде на то, что ближе к финалу это сработает и выстрелит. Тут вам и журналист, который прилетел сюда для того, чтобы написать свою книгу про странную религиозную истерию, которая охватывает даже спокойных людей, которые просто прилетели сюда для того, чтобы совершить личное паломничество, а не создавать новую веру. И здесь уже у нас будут радикальные направления разных религий, которые пытаются получить власть над городом, и выгнать всех "неверных" со святой земли.

Что интересно - совершенно неважно к какой конкретной конфессии они относятся. Христиане будут бодаться со своими же собратьями по вере, так как Христос в разных течениях может быть РАЗНЫМ (для кого-то это может оказаться неожиданным открытием, но я скорее удивился тому, что автор на этом пытается заострят внимание. Сделать сенсацию века. Ну как бы да. Христиан много, и некоторые церкви могут даже не иметь общения между собой в силу разницы трактования важных догматических вопросов. Представляете, да?), иудеи будут спорить с иудеями, а мусульмане будут спорить о том, кто более точно понимает наследие их пророка.

Здесь нет заведомо плохих или хороших конфессий. Я бы и вовсе подытожил, что здесь фанатично настроены ВСЕ участники сюжетной арки. Вне зависимости о того, как персонаж объясняет свои мотивы или действия, он окажется фанатиком. Денег, собственных убеждений. Своего народа или религии - это неважно. Главное, что им будет управлять странная идея, которая заставила его оставить спокойную мирную жизнь, и оказаться здесь. Стать еще одним воином "истины", которых и без него тут собралось уже очень много.

Что отрадно - КАЖДЫЙ из них уверен в том, что правы только они. А остальные заблуждаются. И я бы сказал, что это нормальный взгляд, так как каждая религия действительно считает, что только она правильно трактует взаимоотношения человека с Богом. Тут же проблема в другом - в радикализме этих самых персонажей, которые не способны терпеть "слабости ближнего", и которые жаждут очистить святые земли от грязи и грехов. Их совершенно не смущает и не волнует тот факт, что во время "чисток" они принесут еще больше грязи и боли.

Они ведь за "праведное дело" сражаются. Тут не может быть полумер.

Проблема произведения (на мой взгляд) заключается в том, что сам автор сам не понимает до конца чего он пытается добиться этой историей. Показать внутренние и внешние проблемы Израиля? Что земля обетованная окутана паранойей, и что тут слишком много сумасшедших фанатиков, которые якобы говорят напрямую с Богом? Вполне может быть. Как говорится, охотно верю, так как это место действительно является эпохальным и важным для многих философских и религиозных школ, признающих мистерии и откровения, которые человек получил именно в этих краях.

Но что конкретно хотел рассказать нам писатель? К сожалению, я запутался во всех этих многочисленных сектах, течениях или людях, которые иногда появляются лишь для того, чтобы убить кого-нибудь на своей территории, оскорбить в неверии тех, кто не поддержал их, и раствориться в сюжете романа. Без дальнейшего упоминания или повторного появления. Просто потому, что писатель может себе позволить такие "ходы".

Что я могу сказать про героев книги? На самом деле немногое. И нет, не потому, что я боюсь спойлеров. Скорее дело в том, что я не понимаю их мотивы и причины поступать так, как они поступают. Они... Странные... Я бы сказал, что они просто есть, и даже пытаются что-то делать в рамках сюжета. Иногда просто плывут по течению, которое может закинуть их в совершенного противоположный по убеждениям лагерь. Который будет ПОЛНОСТЬЮ отличаться от предыдущего, где они были некоторое время.

А потом решили двигаться дальше.

Не могу не заметить и то, что автор незаметно выстраивает вокруг своей книги какую-то массовую теорию заговоров, которую он пытается вплести в многочисленные противостояния разных групп. Таким образом хоть как-то объяснить наличие такого многообразия фанатиков, которые никак не контролируются официальными службами государства. Ведь, как не крути, а такое количество неадекватных людей, способных начать массовые беспорядки должны вызывать беспокойство и головную боль у специальных служб, которые вроде как даже получают за это зарплату.

Туманный общий вывод, к которому сводятся все теневые игры может порадовать самых рьяных любителей конспирологии : ) Но вы сами поймете что я имел в виду, если решитесь прочитать книгу. Я же оставлю этот момент вне отзыва.

Подытожив все написанное выше, я хочу сказать, что "дамасские ворота" получились нагромождением религиозных течений и поисков Бога людьми, которые ни в чем не уверены. Сегодня они христиане, завтра становятся мусульманами, а послезавтра вполне спокойно и обыденно принимают иудаизм, не видя здесь никаких проблем или противоречий. Что немного странно, но я им не судья : ) Мне не понравилось то, как автор попытался соединить воедино мистерии Востока, политику Запада, инфантилизм религиозных фанатов, и теневые игры мафии, которая тоже заинтересована своим присутствием в этом регионе.

Много несвязанных между собой событий, пустых персонажей, и просто ненужных событий, которые никак не продвигают сюжет книги вперед.

ИМХО, но произведение странное, и я остался в пространных чувствах. Да, я прочитал книгу с определенной долей любопытства. Но сказать, что я удовлетворен я не могу. Роман брался в библиотеке, куда я и отнесу его без всякого сожаления. Желания прикупить такой томик себе не возникло, друзья.