В России ощущается заметная нехватка гостиничного фонда среднего класса: нередко гостям приходится выбирать между номерами эконом-класса в гостиницах советского образца и четырех-пятизвездными отелями. Почему так сложилось и как изменить ситуацию?
Развитие гостиничной отрасли в современной России шло нестандартными путями. С одной стороны, сохранился старый советский гостиничный фонд. Он большей частью не реконструируется и не может предложить гостям высокий уровень комфорта. С другой стороны, при возведении новых отелей инвесторы отдают предпочтение четырех- и пятизвездному формату. Такой подход позволяет быстрее отбить вложения за счет более высокой стоимости размещения. Как следствие, качественный номерной фонд среднего уровня отсутствует почти полностью. Более-менее он представлен в основном лишь в Москве и в Санкт-Петербурге. В других же городах, за редким исключением, гостям почти всегда приходится выбирать: остановиться в четырех- или пятизвездном отеле и заплатить дороже либо удовлетвориться эконом-классом с его спартанскими условиями, но низкой ценой.
Чтобы пустующая ниша заполнялась, необходим спрос на такие отели, и раньше он не особо ощущался из-за слабого развития внутреннего туризма в стране. Даже если гостиницы среднего уровня строились, в итоге они нередко уходили в жилой, а не в гостиничный фонд — в первую очередь это касается апартаментов. Но в последние четыре-пять лет наблюдается всплеск спроса, а на протяжении последнего года, когда ездить отдыхать за рубеж стало сложнее, этот спрос особенно обострился. Усилился туристический поток на Алтай, в Архыз, по Золотому кольцу России, на северо-запад страны — в Калининград, Псков, Новгород. И если люди хотят съездить посмотреть Псков, но не хотят или не могут платить за пятизвездные номера, то гостиницы среднего класса будут появляться.
Взять хотя бы упомянутый Архыз — туда сейчас поехали любители горнолыжного спорта, и, как оказалось, в нашей стране их немало. Те, кто раньше катался на склонах Австрии и выбирал для размещения именно среднеценовой сегмент, нашли здесь доступную альтернативу. А спрос, в свою очередь, должен привести и к появлению отелей среднего класса. Примером может служить Красная поляна — там под влиянием спроса сложился достаточно большой сегмент трехзвездных апартаментов. Таких примеров пока немного, но именно пока, потому что это хорошая и правильная история.
Мимоходом стоит отметить, что сама по себе пятизвездная градация устарела, и удобнее более гибкая трехзвездная: эконом-класс, средний класс и высокоуровневый сегмент. Потому что разница между четырьмя и пятью звездами ощущается не так сильно, и есть примеры четырехзвездных отелей, которые превосходят пятизвездные. В то же время в трехзвездных отелях условия вообще непредсказуемые — там можно найти и честный средний класс, и перекосы как вверх, так и вниз. Но как бы то ни было, сегмент среднего класса будет развиваться и уже развивается — строятся отели в Анапе, на Каспии в Дагестане. Калининград также теперь гораздо увереннее чувствует себя как туристическое направление, и если раньше он воспринимался как замена Юрмале, то сейчас по ряду параметров, пожалуй, уже ее превосходит. Главный драйвер во всех этих историях — туризм с целью отдыха, а не деловой, то есть и гостиничный фонд требуется соответствующий.
Инвесторы готовы вкладываться в создание такого фонда, но я хочу обратить внимание на один важный момент. Перефразируя классика — отель не терпит суеты: в этом бизнесе не стоит ждать окупаемости через год, два или пять. Отельный бизнес так не работает, здесь нужно мыслить десятилетиями. Не случайно во многих странах минимально возможный срок контракта, который заключается между отелем и управляющей компанией, составляет 20 лет. На протяжении этих лет нужно постоянно работать, вкладывать в средства в реновацию, причем не по остаточному принципу, а значительную долю выручки. Хороший сервис в отеле решает многое, но если проседает матчасть — из окон дует, а звукоизоляция нулевая, то никакой сервис не спасет.
То же самое касается и устаревшего гостиничного фонда. После реновации они вполне могут стать качественными отелями, отвечающими всем современным требованиям. У нас в портфолио есть не один такой пример. И необязательно проводить полную реновацию: она может быть и поэтапной. Именно так мы преобразили гостиницу «Турист» в Омске: этаж за этажом, меняли сначала одно, потом другое, третье. Отель разделялся на зоны: переделанные номера предлагались за одну цену, старые — за другую. К сожалению, не весь старый советский фонд легко поддается реновации: из-за того, что он, как правило, принадлежит муниципальным структурам, могут возникать юридические препятствия, но чисто технически такие гостиницы можно превратить в качественные современные отели.
Это относится к любому отелю — главное, чтобы арендатор, собственник и управляющая компания были готовы вкладывать средства и не ждали от них сиюминутной отдачи. Отельный бизнес — долгий бизнес, он требует постоянных вложений и постоянной работы, но при грамотном подходе отдача, несомненно, будет, просто закладываться нужно на долгую перспективу.
АВТОР: Александр Гендельсман
Управляющий партнер ZONT Hotel Group